Директолог – относительно новый термин, который появился после курса Бизнес Молодости, "Реальный Директ". Сейчас он вошел в повседневное использование. Часть выпускников обучающих курсов по Яндекс.Директу называют себя подобным образом.
Разберемся чуть глубже, кто такой директолог? Как понятно из самого слова - это специалист по Яндекс.Директу. Однако называть подобных людей специалистами неправильно. Специалист — это человек, который прошел обучение в учебном заведении по какой-либо специальности.
Таким образом немного упростим, частный Директолог - это человек, который прошел курсы по обучению Яндекс.Директу и называющий себя специалистом.
Сколько берут за свои услуги?
Все будет зависить от того куда или кому вы будите обращатсяс вашим предложением сейчас разберем три примера.
Бесплатная работа:
Рассмотрим предложение «Бесплатная настройка и ведение рекламы». Да, таких предложений тоже навалом. Как думаете, как зарабатывает директолог на таком предложении? Правильно, на комиссионных от Яндекса.
Если вам интересно, вот конкретные требования к сотрудничеству с Яндексом:
Сотрудничество для директологов от Яндекса
Чаще всего агентства или частные специалисты предлагают бесплатную настройку при месячном бюджете от 100.000 руб. Такие спецы заинтересованы в том, чтобы вы тратили больше денег на Яндекс Директ, а они при этом получали бы больше комиссионных. У такого подхода есть как плюсы, так и минусы.
Плюсы подхода:
• Агентство или частный директолог скорее всего постараются настроить рекламу хорошо, чтобы вам шли клиенты, а им стабильно капали проценты от ваших расходов на Директ.
Минусы подхода:
• Никто не запрещает агентству или частному специалисту начать брать с вас дополнительную плату, если у вас вдруг все пойдет слишком хорошо. Вам же будет трудно слезть с такой «иглы» т.к. клиенты идут с их рекламного аккаунта, а если они перекроют вам доступ к нему, вы сразу останетесь без заявок (естественно таких исполнителей не много, но они есть).
• Или вас будут просить увеличить рекламный бюджет, чтобы начать получать больше клиентов. Не факт, что вы получите больше клиентов, при большем расходе, но вот агентство или директолог точно получат свои комиссионные
Дешевая стоимость работы:
Запомните — никто не будет делать большой объем работы за маленькие деньги.
Если вы согласитесь на предложение «настройка Яндекс Директа за 5 тысяч рублей» — вы и получите работы ровно на 5 тысяч рублей, не больше не меньше. Думаете специалист захочет заморачиваться за такие деньги? Конечно нет, у него таких любителей сэкономить штук 20 набирается в месяц и он всем шаблонно настраивает рекламу не вникая в сферу бизнеса и в потребности аудитории. И как результат большинство заказчиков получает пустышку и уходит к другим дешевым специалистам получая такой же результат.
Первое, что вам нужно понять, при выборе директолога, это то, за что вы платите и какой объем работы должен выполнить специалист для получения результата от рекламы. Работа спеца состоит из:
1. Сбора информации о вашей сфере бизнеса;
2. Анализа конкурентов;
2. Анализа потребностей целевой аудитории;
3. Аудит сайта (у большинства заказчиков именно из-за сайта бюджет улетает в трубу);
4. Настройки контекстной рекламы;
5. Дальнейшего ведения проекта до необходимого количества заявок.
Специально для вас я написал статью, разбитую на две части по самостоятельной настройке Яндекс Директа, посмотрите ее и сами поймете, сколько может стоить такой объем работы (статьи откроются в новой вкладке); .
• Часть 1: Реклама в Яндекс Директ: как сделать самостоятельно
• Часть 2: Как самостоятельно настроить рекламу в Яндекс Директ
Если вам нужно настроить рекламу на один товар/услугу, это действительно выйдет дешево (в 7-10 тысяч рублей) и вы действительно получите результат от своих вложений. Но если вы предлагаете множество товаров/услуг, не надейтесь, что получится настроить рекламу дешево.
Высокая стоимость работы:
Это, что касается дешевой стоимости работы и бесплатной, теперь давайте разберем предложения с ценой настройки от 100.000 руб. Вам может показаться, что чем дороже, тем лучше, но к сожалению на рынке РФ это не всегда так (а чаще всего совсем не так).
Справедливости ради скажу, что знаю агентства, которые при стоимости работы от 100.000 руб подключают к проекту команду из маркетолога, директолога, аналитика и проект менеджера. Такие агентства действительно качественно настраивают Яндекс Директ и заморачиваются над тем, чтобы клиент был доволен и получил результат от своих вложений. Но как вы понимаете деньги хотят получить все, а вот работать хотят (и будут) далеко не все.
Стоимость работ от 100.000 руб. можно увидеть у каких-нибудь бизнес-тренеров, которые дадут вам гарантии на 100 заявок в день, при стоимости заявки в 100-200 руб, а по факту просто передадут вас в субподряд какому-нибудь фрилансеру за 5-10% оплаты, который сделает работу абы как.
Такие бизнес-тренеры часто выступают на каких-нибудь больших мероприятиях, рассказывая о том, какой Яндекс Директ золотой источник и о том, как вы можете вкинуть туда бюджет и получить отдачу в тройном объеме. Не ведитесь на такой бред. Яндекс Директ это просто инструмент, который позволяет купить внимание пользователей, но это еще не значит, что пользователи купят ваш продукт, чтобы получить большую отдачу нужно не только с Директом заморочиться, но и с продуктом, предложением, сайтом, отделом продаж и т.д.
Чтобы не платить псевдо-специалистам, которые распылят ваш бюджет, обязательно читайте отзывы — это минимальное действие, которое спасет вас от недобросовестных исполнителей.
Гарантия возврата средств по договору:
Этой гарантии можно доверять, но нужно читать договор. Часто добросовестные специалисты заключают договор с пунктом о возврате средств в случае если они по каким-либо причинам выполнили свою работу некорректно.
Исполнитель действительно вернет вам оплату своей работы в том случае, если он виноват в отсутствии результата. Если вам настроили рекламу, а вы решили не брать трубку или не перезванивать потенциальному клиенту — тут уж простите, но сами виноваты и деньги никто не вернет.
Это кстати реальная история из моей практики, когда реклама была настроена и заявки шли по 3-5 шт в день, но клиент не всегда мог взять трубку и не перезванивал, аргументируя это фразой «кому нужно еще раз позвонит, у нас хорошее предложение»
Что они делают?
Услуги директолога заключаются в настройке и ведении контекстной рекламы в Яндексе. Иногда к перечисленным услугам добавляют аудиты, аналитику или настройку телефонии. Встречаются люди, работающие с оплатой за лиды. Лид это - обращение потенциального покупателя, с помощью звонка, чата или личного посещения точки продаж.
Настройка - это создание самой рекламной кампании на поиске и в рекламной сети. В них включают сбор поисковых запросов и минус слов, написание текстов объявлений, назначение ставок за клик.
Ведение контекстной рекламы - это работы по обновлению текстов объявлений и картинок, дополнение минус слов, работа со ставками и запросами, запуск новых рекламных кампаний и остановка не эффективных.
Надо отметить, что это лишь часть возможностей Яндекс Директа. Вы можете рекламироваться с помощью баннеров, динамических объявлений, видеообъявлений и других инструментов. Не нужно забывать и про более тонкие настройки с помощью Яндекс.Аудиторий и целей Яндекс.Метрики.
Как отличить хорошего исполнителя от обманщика?
Начнем с новичка. Начинающим директологам свойственны яркие заголовки. В них предлагают небольшую сумму за настройку или ведение контекстной рекламы в Яндексе. Обратите внимание что будет выполнено за эту цену. Если список работ вас не впечатлил или автор путается в терминах и отвечает не уверенно. Ищите другого исполнителя. Не обращайте внимание на людей, которые не могут обосновать стоимость своих работ. Не подкрепляют свое предложение четким списком работ со сроками или договором.
В данной категории чаще всего встречаются исполнители, которые берут оплату и пропадают. Именно из-за таких людей сформировался образ того, что специалисты по контекстной рекламе ведут себя не добросовестно. Теперь требуется все больше усилий чтобы доказать, что исполнитель выполнит работу в срок и с надлежащим качеством.
Отличительной чертой тех, кто намеревается обмануть заказчика являет то, что они постоянно торопят с оплатой. Любыми способами пытаются получить предоплату или полную сумму. Не предоставляют никаких предварительных расчетов или иных документов, подтверждающих что проведена первоначальная работа по запуску рекламы. А заказчик может рассчитывать на определённую отдачу с вложенных средств. Если просят скинуть деньги на безымянную карту, либо ее реквизиты не соответствуют ФИО исполнителя — это верный признак обмана.
Когда предоставленные данные все равно вызывают сомнение, то лучше прекратить общение и поискать другого директолога. Если вас подкупает только цена и нет иных преимуществ, либо их можно поставить под сомнение, перед вами скорее всего обманщик, либо ненадежный исполнитель. В этом случае ваш рекламный бюджет и рекламная кампания будет под угрозой.
Далее идут более опытные директологи, у них проблема немного иного характера. Фрилансер всегда пытается взять максимум заказов. Как следствие, начинает страдать качество или вообще перестает отвечать на звонки. От подобных ситуаций можно защититься следующим образом:
· Следует поинтересоваться сколько проектов сейчас в работе.
· Сколько они занимают времени.
· Как часто появляются новые заказы.
· Что собирается предпринять исполнитель, если перестанет справлять с объемом работы.
· Используются ли средства автоматизации.
Если на подобные вопросы получены ответы, которые вас убедили, то можно начинать работу. Но следует позаботиться об альтернативных источниках связи. Например, городской/домашний номер, домашний адрес, телефоны помощников или партнеров, адрес офиса (если есть), поручители, телефоны текущих клиентов.
Отличительной чертой хороших директологов является то, что они имеют живые группы в соц сетях или инстаграме, ведут канал на ютубе или блог, публикуют статьи или исследования. Подобные специалисты очень дорожат своей репутацией и не будут рисковать ей из-за 5-10 тысяч рублей. Поэтому если вам нужен частный директологи в Москве или другом городе, то стоит начать поиск именно с этой категории.
Признаки хорошего специалиста по рекламе в Яндекс Директ:
Все ниже перечисленные признаки не являются «золотым стандартом», это лишь аргументированные примеры того, как можно отличить новичка от специалиста. При этом имейте в виду — не все хорошие спецы подходят под эти критерии (например не все работают через ИП, но это не значит, что исполнитель мошенник).
· Директолог имеет ИП и работает по договору. Если исполнитель зарегистрировал ИП — это показатель его готовности работать в долгую, он не нацелен срубить с клиента бабла и пропасть. Такой специалист заключит с вами договор о возмездных услугах и будет стараться дать вам результат.
· В договоре прописан возврат средств при невыполнении обязательств. Не все исполнители пойдут на такие уступки, но те, кто идут, понимают, что нужно дать результат иначе их заработок превратиться в ноль, а время потраченное на работу вернуть не получится.
· Профессионал задаст вам кучу вопросов. Эксперту важно понять вашу аудиторию и вникнуть в суть вашего бизнеса. Он задаст вам кучу вопросов связанных с конкурентами, продуктом, аудиторией и прочими тонкостями вашего бизнеса. И чем больше информации вы ему дадите, тем больше шанс, что результат вас обрадует. К примеру я использую большой бриф-лист, его долго заполнять, но это дает мне всю необходимую инфу о проекте клиента (пример моего бриф-листа).
· Советует подключить сервисы аналитики. Нормальный рекламщик понимает, что без аналитики невозможно повлиять на результат. Вести рекламу без аналитики, это все равно что идти вслепую и надеяться на удачу (которая к слову даст одноразовый эффект, если вообще даст).
· Специалист имеет отзывы о работе от конкретной фирмы. Сейчас любой псевдо-спец имеет отзывы, но их невозможно проверить. У нормального исполнителя есть отзывы от конкретных фирм и людей. Такие отзывы можно проверить и убедиться в профессионализме эксперта.
· Имеет кейсы с описанием работы, а не просто со скриншотами. Скриншоты легко подделать, но вот кейсы, в которых описаны действия и логика работы, подделать трудно (и чаще всего мошенникам лень это делать). Такие кейсы показывают, как именно шла работа и какой логике придерживался специалист при сборе рекламной кампании.
· Имеет сертификат по Яндекс Директу и Яндекс Метрике. Я не просто так это поставил в конец. Сертификаты получить не так сложно, но это дополнительные плюсы при выборе специалиста, хотя и не очень весомые
Кого выбрать: директолога или агентство
Теперь нужно поговорить о другом типе исполнителей по контекстной рекламе - интернет агентстве. В основном, сравнение между ними и директологами сводится к цене. Если она значительно ниже, то скорее всего перед вами неопытный специалист, либо человек, который хочет получить деньги обманом.
Если цена примерно одинакова, то директологи предлагают следующие преимущества:
· Прямая связь с исполнителем
· Оперативные исправления
· Сопутствующие работы по посадочной странице
· Работа в праздники и выходные
· Частые отчеты или их формирование по требования
Агентства в свою очередь предлагают:
· Подтверждение сертификации агентства
· Штат специалистов
· Комплексный подход к рекламе
· Полный пакет бухгалтерских документов
Конечно те или иные пункты могут быть представлены обеими сторонами, но их все-таки отличает корпоративный подход или частное исполнение. Другими словами, одна и также услуга может быть оказана в разном объеме и на разном уровне качества.
Если говорить о выборе между интернет агентством и частным директологом, то нужно начать с задачи. Если она объемная или требует комплексного подхода, выбирайте агентство. Если нужно решить разовую задачу за относительно небольшой бюджет, то возможно стоит выбрать фрилансера.
Кроме этого определите для себя что вам важнее. Надежность и корпоративный подход или неформальное общение и возможные риски в работе.
Стоит ли к ним обращаться за настройкой или ведением рекламы?
Однозначного ответа тут нет, по понятным причинам. Если у вас есть сомнения постараюсь их прояснить чтобы выбирать было проще.
Будем отталкиваться от задач. Когда у вас стоит вопрос в том, чтобы настроить рекламу на тестовое направление. Или услуга подразумевает разовую настройку. Можно нанять частного директолога за небольшую сумму и добиться качественного выполнения. Сюда же отнесем ситуацию, когда нужно запустить контекстную рекламу под временную акцию.
Далее идет распространенная задача, когда нужна настроить и вести Яндекс.Директ по 1-3 направлениям в среднеконкурентном бизнесе. Дополнительно требуется отчет для руководителя и мелкие работы по сайту в виде доработки посадочной страницы.
Когда задача стоит более глобально, например, ваш бизнес представлен в нескольких регионах или требуется реклама интернет магазина, то тут ситуация чуть сложнее. Тогда нужно подойти к выбору подрядчика более ответственно и внимательно. Об этом поговорим в следующем блоке нашей статьи.
Общие рекомендации и выводы
· В данной темы мы с вами разобрали кто такие Директологи!
· Как найти порядочного директолога и как не попасться мошенникам
· теперь думаю вам будет гораздо проше найти нужного специалиста в Яндекс Директе