До войны, теплоход "Армения" использовался Черноморским морским пароходством, как пассажирский лайнер на линии Одесса-Батуми-Одесса.
8 августа 1941 года теплоход "Армения" в качестве санитарно-транспортного судна вошел в состав Черноморского флота. Командир корабля - Владимир Яковлевич Плаушевский.
Несмотря на то, что "Армения" имел статус санитарного судна, он регулярно участвовал в перевозке военных грузов и военнослужащих:
Так, 21 июля 1941 года он перебросил части 157 стрелковой дивизии из Новоросийска в Одессу. 16 октября 1941 года вывез 95 стрелковую дивизию из Одессы в Севастополь. Также, он имел на вооружение 45-и мм зенитные орудия, и его сопровождали катера прикрытия. Это автоматически лишало его статуса санитарного судна, а значит немцы могли атаковать его.
4 ноября 1941 года "Армения" вышла из Туапсе в сторону Ялты, в свой последний поход.
Но затем маршрут был изменен и теплоход вошел в Севастопольскую бухту, где начал принимать на борт тыловые службы, партийных и хозяйственных работников, а также беженцев. Точное число эвакуируемых не известно. Но забита она была битком, что говорит о 6-7 тысяч человек.
6 ноября теплоход вышел из Севастополя в обратный путь. Его прикрывали три истребителя и сторожевик.
В 2 часа ночи 7 ноября "Армения" зашла в Ялту, где забрала еще груз и несколько сотен людей.
7 ноября была облачность и истребители прикрытия шли выше. По официальной версии этим и воспользовался вражеский торпедоносец Heinkel He 111. Он торпедировал теплоход двумя торпедами с низкой высоты, и тот за четыре минуты ушел под воду.
Спаслись только 6-8 человек (их установочные данные не известны).
Основной причиной, приведшей к гибели теплоход называется то, что он вышел в море в дневное время. Военные историки считают, что "Армению" сгубило также то, что она зашла в ялтинский порт, где потеряла время на погрузке. Если бы не стоянка в ялтинском порту, теплоход мог бы за ночное время достичь Туапсе.
Но командир теплохода Плаушевский выполнял приказы командования о выходе из ялтинского порта в случае нелетной погоды (а погода была нелетная). К тому же немцы уже были в 15 км от Ялты и была угроза того, что они могут уничтожить теплоход прямым артиллерийским огнем.
Так что вины командира тут нет. Скорее, череда трагических случайностей, приведшая к трагедии.