Найти тему

Игромания – глубинные причины и что с этим делать

Недавно обсуждали с коллегами зависимость от компьютерных игр – так ли страшен черт, как его малюют?

Почему мы и наши дети так легко и быстро подсаживаемся на компьютерные игры? Ответ очевиден - человеку свойственно играть. Так стоит ли бить тревогу? Да, однозначно.

Когда я начинала писать эту статью, то думала о детях и подростках, но раскинула мозгами и поняла, что, на самом деле, у взрослых точно такие же проблемы с играми, потому что механизмы развития зависимости у нас абсолютна одинаковые.

За какие крючки нас цепляют игры?

Во-первых, это быстрые и легкие достижения, за которые игрок получает награду (монетки, выход на другой уровень, оружие и прочие артефакты). Игры построены по принципу «от простого к чуть более сложному», поэтому быстро почувствовать себя крутым легко! Замочил пару десятков зомби - и ты герой! Переходи на другой уровень! Вот тут ты и попался, дружочек!

В жизни нужно стараться и напрягаться, чтобы чего-то достичь, а тут бац-бац - и награда!

И да, игры используют незрелость детской психики, которой нужно все и сразу. Немедленное удовольствие даром! Получите! Многие взрослые тоже хотят все и сразу, и не готовы ждать, и очень расстраиваются, когда нужно прилагать усилия, чтобы получить желаемое.

Не менее привлекательно в играх то, что можно пренебречь запретами. Дозволено то, что нормальным людям нельзя в реальной жизни – насилие. И ничего, что убиваешь орков или магов из другой вселенной, ты прекрасно осознаешь, что в игре можно все (в рамках лора, конечно). За ощущение всемогущества никаких денег не жалко, правда (а в игре цена вопроса 300 руб.).

В персонажа размещено все то, что запретно в реальной жизни. В него же вложены качества, которых не хватает – смелость, агрессивность, хитрость… Умные люди называют такое явление расщеплением, а тут двойное расщепление – выносим то, что не нравится и одновременно то, что хотели бы иметь сами. Такая вот амбивалентность, которую, оказывается, можно реализовать в игре.

И да, конечно, в игре можно выплеснуть накопившуюся агрессию. В жизни нам ее запрещают проявлять – нельзя наорать на учительницу или двинуть в морду начальнику, а в игре можно всем врагам раздать так, что мало не покажется.

Альтернативная реальность игры – мир, где можно не быть собой. Интересно, что люди часто создают (или выбирают из предложенных персонажей в игре) не улучшенную версию себя, а полную противоположность. Это не более, чем мое предположение, основанное на личных наблюдениях. Напишите мне, что вы заметили насчет похожести или непохожести аватаров, пожалуйста.

Предсказуемость! При всей сложности игры, она предсказуема! Просто следуй правилам, и все будет хорошо. А в реальной жизни нужно уметь выдерживать неопределенность, адаптироваться к изменениям, шевелиться, в конце концов. А оно мне надо? В игре понятны правила игры, а в жизни эти правила все время меняются.

Комфорт и безопасность, а цена ошибки невелика. Всегда можно начать заново, ведь в игре ты не умираешь до конца.

И не забывайте про азарт. Про жажду выигрыша, про случай. Про уверенность, что обязательно повезет, пусть не на этот раз, но через 200 попыток уж точно повезет!

И все эти блага можно получить, не привлекая внимания санитаров.

Если ко всему этому еще добавить уход от реальности, от проблем в школе, от ощущения собственного несовершенства, от прыщей и насмешек одноклассников, то ребенка из этой прекрасной виртуальной страны за уши не вытащишь.

А что, нам, «взрослым», не хватает в жизни? Почему мы углубляемся в планшет? Того же самого – быстрых успехов, признания, ощущения всемогущества, ухода от реальности.

Это ловушка, из которой трудно выбраться. Очень трудно. Ее коварство в том, что мы не замечаем, как реальная жизнь проходит мимо или усугубляются проблемы – учеба не учится, работа не работается. Вдобавок возникают проблемы с коммуникацией, потому что пропадает сцепка с реальностью.

Но это вы и без меня все знаете. У меня есть еще пара аргументов, объясняющих с научной точки зрения, почему это плохо. Потому что игры – это использование примитивных защит (по Ненси Мак-Вильямс).

Примитивных не в смысле простых, а первичных, тех, которые сформировались у человека в младенчестве, на довербальном уровне, задолго до того, как человеческий детеныш осознал себя личностью.

Например, я уже упоминала, что у игрока можно наблюдать такую защиту как «изоляция». Это уход в другую реальность вместо того, чтобы справляться со сложными чувствами и ситуациями в жизни. В чем опасность – в том, что личность не развивается и не научается справляться с трудностями, остается в инфантильном состоянии (то есть, продолжает зависеть от других и не умеет решать свои задачи самостоятельно).

«У меня все в порядке!» Так обычно говорят люди с зависимостями. Отрицание – еще она примитивная защита, которая помогает человеку ничего не менять. Крайняя форма отрицания – мания. Заядлые игроки могут игнорировать потребности организма, потребности других людей и реальность как таковую.

«Всемогущий контроль», как мы уже говорили – аппетитный крючок, который с удовольствием заглатывают игроманы (теперь можем со свей ответственностью их так называть). Это тоже примитивная защита, которая формируется в раннем возрасте из убежденности, что ребенок управляет вселенной, что он сделал так, чтобы его согрели и покормили и что его возможности безграничны. Уверенна, моя кошка Фрося пребывает в уверенности, что она управляет нашей семьей, причем она недалека от истины.

Ловушка игры в том, что, если в игре везет, или, когда человек получает подтверждение своего всемогущества, управляя персонажем и ходом игры, этот вид защиты может стать привычным. Только не говорите мне, что игроман потом реализует свою потребность в контроле в том, что станет большим начальником. В реальной жизни нужно взрослеть, строить карьеру и работать локтями.

Про примитивное расщепление мы уже поговорили. Это такая психологическая защита, при которой человек не может воспринимать людей целостными, видеть, что в одном человеке есть одновременно хорошие и плохие качества. Эта форма защиты формируется тоже в младенческом «досознательном» возрасте. Человеку трудно воспринимать целостным, поэтому свои «плохие» качества он помещает в кого-то другого. Например, в злобного орка. Во взрослой жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что какую-то группу людей назначают плохими, чтобы самим быть хорошими. Дуальность мира, поделенного на черное и белое, на 0 и 1, день и ночь берет свои истоки в такой архаике, что и сотне археологов не докопаться.

Но мы же знаем, что в мире больше, чем две краски, и что однобокое восприятие себя, например, приводит к многим проблемам. Например, если человек уверен, что он обязательно должен быть идеальным, то будет страдать всю жизнь от собственного несовершенства и не принимать в себе «плохие» качества. Он может запретить себе злиться, ведь это «плохо», в итоге все невыраженная агрессия окажется направлена внутрь, что может привести к серьезным заболеваниям.

Диссоциация – это полное отключение от действительности – от страданий, от страха. Человек как будто отделяется от своего тела. Эта защита может быть уместна в случае реальной угрозы или трагедии, но, если человек прибегает к ней, когда сталкивается со стрессом в повседневной жизни, это тревожный признак.

Основная проблема игр в том, что человек остается один на один с планшетом и застревает в блаженном детстве. Чем больше времени он проводит в другой реальности, тем сложнее ему в жизни. В дуете с компьютером нет живого, непредсказуемого, другого, с которым нужно учиться договариваться, отстаивать свои границы и обмениваться теплом. Это односторонняя коммуникация.

А теперь я по идее должна выдать рецепт, как все исправить, чтобы всем было хорошо. Если бы он у меня был, мне бы дали Нобелевскую премию те, кто все еще верит в волшебную таблетку.

Очень трудно соперничать с игрой, которая дает человеку столько немедленного удовольствия и удовлетворяет столько потребностей практически без усилий. Единственное, что нам остается – выйти из отрицания и вернуться в реальность. А если нужно вытащить из игры ребенка, выйти из отрицания и поменять свои привычки. Задать себе вопрос, что ты можешь предложить такого, чего нет в игре? И никогда не будет?

Любовь, безопасность, внимание…

«Но я же хорошая мать (отец), я все это даю моему ребенку, даже в избытке. В чем дело? Что я делаю не так? – спрашивают меня клиенты. - Но разве можно стать лучше игры?»

Пожалуй, для этого придется проанализировать, что вы делали до сегодняшнего дня и начать делать все наоборот: не давать планшет, чтобы нейтрализовать ребенка и спокойно попить кофе, играть вместе в настольные и подвижные игры, вместе гулять, читать друг другу вслух, вместе отдыхать, вместе обедать и ужинать, поддерживать в удачах и неудачах, позволять совершать ошибки и учить плыть против течения…

- А что делать с взрослым?

- Да то же самое – любовь, безопасность, внимание… Слушать, понимать, поддерживать, учить плыть против течения, кормить, поить чаем…

Ограничение ответственности: автор не считает себя всемогущим умником, который знает ответы на все вопросы, а старается исследовать действительность и делиться с вами своими наблюдениями.