Когда начинаешь учиться рисованию, то преподаватели единогласны: «Срисовывать нельзя. Это не научит рисовать». Только рисование с натуры, изучение основных правил построения изображения, перспективы и цветоведения могут научить рисунку и живописи.
На первых курсах всех художественных учебных заведений изучают именно рисование с натуры. Только когда подходят к рисованию портрета и фигуры человека, то вспоминают о пользе копирования.
Копирование это не механическое срисовывание. Во-первых, копируются работы мастеров, которые профессионально сделаны: картины, этюды, рисунки или зарисовки, а не случайные изображения.
Во-вторых, копирование имеет четкие задачи: изучение техники живописи и рисунка. Как строятся основные объемы и наносятся мазки или штрихи, как подбирается цветовая палитра и решается колорит в целом в работе, которую выбрали для копии.
Копирование быстро позволяет понять принципы работы мастера. Это сразу поднимает уровень художественного мастерства человека, который копирует.
У нас в училище был слабый преподаватель по рисунку. Он вроде все правильно говорил, иногда брался исправлять наши рисунки. Это никому не нравилось, все считали, что он только испортит работу. Основная проблема была в том, что он сам был не рисовальщик, хотя и имел художественное образование.
Другой же преподаватель, хоть и не вел у нас, дал один дельный совет, который помог мне подтянуть рисунок. Он посоветовал копировать академические учебные рисунки. Конечно, для этого были нужны хорошие факсимильные репродукции рисунков или оригинальные работы.
Он дал нам пару своих работ, которые рисовал, учась в Академии. Потом мне удалось купить в магазине Букинист папку с репродукциями рисунков учебных постановок Академии художеств и Института имени В. И. Сурикова.
Я старательно копировала каждый штрих, обращая внимание на построение фигур. Даже грунтовала заваркой чая листы, чтобы моя копия была больше похожа на оригинал. Копировать удобно на один и тот же формат. Размер в размер. В учебных целях не допускаются вольные копии. Главное понять, как работал мастер. Копирование всегда было частью обучения художественному мастерству.
Копирование от срисовывания отличается как небо от земли. Срисовывание это механический перенос рисунка с любого изображения: фото, иллюстрации или рисунка. Часто срисовывают случайные вещи, не имеющие никакой ценности и вкуса.
При срисовывании главное сделать, похоже. Люди не обращают внимания на правила художественного рисунка или живописи. Это приводит к большим искажениям и ошибкам, которые срисовывающие не видят. Получаются слабые и не профессиональные рисунки, которые ничему не научат.
Есть еще один вид работы с изображениями. Это использование фото, зарисовок или работ других художников. Например, если вам нужно нарисовать овец на этюде, а вы городской человек и не помните, как они выглядят. Подбираете подходящее фото и используете его. Вписываете фигуры овец в свою работу. Стараясь при этом согласовать освещение, масштаб, цвет картины и фотографии. Используешь фото, но перерабатываешь его.
Можно использовать картины мастеров, сделав похожий колорит или написать в их стиле. Здесь тоже будет много авторской работы, нужно свой сюжет, свое виденье мира переработать под определенный стиль. Так направление Классицизм выросло под влиянием работ мастеров Возрождения и основывалось на их традиции.
Три синонима: срисовывать, копировать или использовать – имеют совершенно разный смысл в художественной практике. Если срисовывать это удел детей, то без копирования и использования изображений не обходится ни один художник.