Приветствую, друзья! Сегодня впервые решила написать об опере. Этот вид искусства я люблю и почитаю, но скажу сразу - знаю мало, рассуждаю по-дилетантски на уровне "нравится-не нравится". В тонкостях не разбираюсь, и если балет я предпочитаю в записи, чтоб иметь возможность трезво его оценить, то оперу люблю смотреть исключительно вживую. Любимых у меня много, а тех, что еще не смотрела и того больше. Но я над этим работаю))
Я большая поклонница русских опер, на наши исторические сюжеты и литературные произведения. А в советские годы снимались совершенно замечательные фильмы-оперы, и я их очень люблю, пересматриваю время от времени, а сегодня решила поделиться с вами. Чтоб вам не искать их по одной на просторах интернета, я все их собрала (ну, может, не все) в своем посте. Рассказать о каждом фильме можно много, но я буду кратко - буквально пару слов, о том, что зацепило лично меня. Это все равно нужно смотреть и слушать.
И начну я с самой особенной для меня оперы "Евгений Онегин". Для меня это и один из любимейших романов, и балет, с которым очень много связано, и самая любимая опера. А музыка П. И. Чайковского невероятно точно передает и дух романа, и атмосферу пушкинской эпохи, и характер каждого героя.
Эту оперу я могу слушать хоть каждый день, и знаю уже, кажется, наизусть, по крайнее мере все арии главных героев. Несколько раз ходила на нее в театр, видела разные постановки в интернете. Но слушать мне ее нельзя - потом 3 дня в голове играет)))
В роли Татьяны красавица Ариадна Шенгелая с голосом Галины Вишневской, которую не смогли снять из-за беременности. Видный Онегин - В. Медведев (поет Е. Кибкало), Ленский - И. Озеров (А. Григорьев). Ольга - молодая Светлана Немоляева (Л. Авдеева).
"Катерина Измайлова" (1966).
Как же мне нравится начало оперы! Монолог Катерины. Простые, незамысловатые слова, и так "заполошно" она это поет, с такой тоской.
Никто лучше Вишневской это не спел. Более того, первоначальная постановка оперы провалилась, Шостаковича разгромили, а монолог певицы исполняли иначе, ниже брали. И только Вишневская смогла спеть так, как задумал это Шостакович. Там такие высокие ноты! Я теперь во всех других постановках слушаю этот первый монолог Катерины, но как Вишневская пока никто эту высот не взял. (Тут надо бы объяснить с использованием соответствующей терминологии, но я пока не способна).
"Пиковая дама" (1960)
В этой опере я тоже многое люблю! Очень красиво снято, переданы пушкинская и петербургская эстетика, герои поют голосами Т. Милашкиной, З. Анджапаридзе, С. Преображенской, Е. Кибкало, В. Нечипайло, Л. Авдеевой - золотые голоса Большого театра! А какие актеры! Необыкновенно красивые О. Красина, В. Кулик, и Олег Стриженов! Одна из его лучших ролей, как он передает безумие Германа, оно в его глазах! Очень люблю момент (1:26:30), когда он говорит "Я просто поднял пистолет, и старая колдунья вдруг упала" - какие там глаза, мимика! А перед этим возгласы Лизы в их диалоге "О Боже, он безумен!" - потрясающий чистый голос Милашкиной!
В "Пиковой даме" очень много интересных моментов: ария Томского про три карты, ариозо Германа "Что наша жизнь.. Игра!", знаменитый дуэт Лизы и Полины, ария Елецкого "Я вас люблю, люблю безмерно.." - я так сочувствую ему! В общем, просто посмотрите эту оперу!))
"Князь Игорь" (1969)
Монолог плененного Игоря, потрясающие половецкие пляски, "Улетай на крыльях ветра".. Блаженство!
Князь Игорь - В. Киняев, Ярославна - Т. Милашкина. Пляски танцуют артисты Кировского театра.
"Борис Годунов" (1954)
Начало этой оперы многие из вас слышали в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", она там идет по телевизору))
Лично у меня любимый момент - сцена Юродивого. И непревзойдённый Юродивый всех времен - Иван Козловский. Как он играет голосом, какой выговор, и эта "блаженность", стенания! Скольких я потом переслушала - никто так не запал в душу. (в фильме это 1:13:36) И потом толпа, тянущая руки "Хлеба! Хлеба!" - от этого всегда мурашки.
"Царская невеста" (1965)
Марфу поет Г. Олейниченко, Любашу - Л. Авдеева, Грязной — Е. Кибкало и др. Бомелий — Владимир Зельдин, а голос П. Чекина)).
"Отелло" (1979)
Мне нравится советская версия на русском языке. В этой экранизации идеальный состав голосов: Отелло - В. Атлантов, Дездемона - Т. Милашкина. Особенно люблю сцену в спальне (с 1:00:00)- песня про Иву, молитва Дездемоны.
"Каменный гость" (1967)
Здесь тоже звучат голоса любимых мною Т. Милашкиной и В.Атлантова.
"Хованщина" (1959)
Как-то взяла я билет на эту оперу. И сильно простудилась, пропал полностью голос, у меня это случается. И мне сказали нужен не только голосовой покой, но и слушать, а тем более оперу нельзя))) И я не пошла, а жаль. Так и не слышала до сих пор "Хованщины".
Поют Е. Кибкало, М. Рейзен, А. Кривченя, А. Григорьев. А на (1:25:00) танцует пленная персидка Майя Плисецкая)) Качество записи, увы, оставляет желать лучшего.
"Иоланта" (1963)
"Риголетто" (1980)
Партию Риголетто поет знаменитый Юрий Мазурок.
"Алеко" (1953)
Этот фильм будет интересен и любителям балета - Земфира и молодой цыган - красивейшая пара артистов Кировского Инна Зубковская и Святослав Кузнецов (пели Н. Покровская и А. Орфенов). Алеко - А. Огнивцев, Старик - М. Рейзен.
"Моя Кармен".
Мне больше нравятся записи спектаклей "Кармен" из БТ - есть две очень качественные и полные с Е. Образцовой. Это же больше как худ. фильм, идет в сокращении.
Е. Образцова была провозглашена в своей время лучшей исполнительницей Кармен в мире, и я склонна с этим согласиться! А какая она красавица, какая улыбка, белоснежные зубы. Послушайте не только знаменитую "У любви, как у пташки крылья", но и про дом Лилас-Пастьи (12:10), мне эта ария всегда, как бальзам на душу)). Босоногая и соблазнительная, она издевается над хмурым Хозе, уже точно зная, что он в ее власти))
Еще я очень люблю тревожное, трагичное гадание - 39:50. Какая там музыка!
"Русалка" (по поэме А. С. Пушкина)
В телепостановке 1971 г. играют киноактеры, а звучит запись 1957 года, Князя поет Иван Козловский.
П. И. Чайковский "Кузнец Вакула или Черевички".
Запись старая, некачественная, НО: чистые голоса, дикция. Поколение певцов БТ, которое было еще до Вишневской, Нестеренко, Милашкиной.
"Лючия ди Ламмермур", фильм-опера Г. Доницетти
Это тоже своего рода редкость. Опера по произведению В. Скотта не самая известная, а эта постановка еще и на русском. Правда, в сокращении.
Кстати, весьма прославило эту оперу исполнение арии "Oh, giusto cielo!...Il dolce suono" в фильме "Пятый элемент". Здесь на минуте 1:04:17. Не могу сказать, что так уж мне нравится, как ее здесь исполнили, по-моему на русском вообще не звучит.
Я включила эту оперу в список, потому что хочу посмотреть повнимательнее перед походом в театр. У нас в Урал опере ее как раз поставили, и я собираюсь посмотреть.
Вот такая длинная вышла публикация, тех выносливых, кто прочитал до конца, благодарю особенно!))