Хорошо помню свои семь лет. И подарок ко дню рождения - книги. Начала с Чуковского, "Бибигон" показался странным и притягательным. Маленький человечек, реалистичность некоторых моментов, стрекоза как способ перемещения - все это манило и привлекало. Именно тогда чтение перестало быть самоцелью, оно стало способом пробудить воображение. Говорят, что хорошая книга живёт в читателе, прорастает в него. Именно тогда я пожалела, что нет продолжения, и принялась сочинять свое.
Мир книг был ярче и насыщенней реальности. Самостоятельное чтение позволило читать в своем темпе, догадываться о значении незнакомых слов по контексту. Ребенок незнакомое слово трактует так, как позволяет ему опыт.
Почему нынешним детям не нравится читать? Есть несколько факторов:
- плохо, медленно с ошибками читают, а это трудно и утомляет;
- нет осознанной привычки читать;
- никто в окружении не читает книги, нет образца;
- сюжеты предлагаемых книг развиваются медленно, события неторопливы, а когда ничего не происходит - скучно;
- не видят смысла в чтении, считают чтение бесполезным занятием;
- не понимают смысла прочитанного, скудность словарного запаса.
Чтение вытесняется видеорядом Tik-tok, Like, YouTube, компьютерными играми, статусами в социальных сетях. Проблемы с написанием собственных текстов, поскольку даже смс-общение сокращается до эмоджи. Так проще и легче, наверное.
Особые отношения складываются у юных читателей со школьной программой. Но это предмет отдельного разговора.