Найти в Дзене
Чтец смыслов

Слово в день Крещения Господня

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Почиет на Нем Дух Божий дух премудрости и разума дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; испол­нит Его дух страха Божии (Исаии XI, 2-3).

Ныне Безгрешный Господь Иисус Христос омывается водами Иордана, чтобы погрузить в них человеческие грех, Всесвятый исполняется Духа Святого, чтобы совершить человеческое спасение. Как же совершилось это омовение нашего греха, и для чего имевшему в Себе «все исполнение Божества» нужно было воспринять помазание от Духа Святого? Объяснение этого мы находим в словах Святого Иоанна Крестителя, который увидев после крещения грядущего Иисуса, сказал своим ученикам: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира». Итак, уже после крещения, Он, хотя еще и не начал Своего подвига, чрез который должно было совершиться спасение людей, и хотя не совершилось еще самым де­лом Его жертвенное заколение за грехи мира, однако уже тогда Он предначинал Свой подвиг. Ибо, при­няв крещение, как бы имеющий в нем нужду, Он показал образ того смирения Раба, которое было на­чалом Его последующего уничижения даже до смерти крестной. Посему-то ныне, «не в меру Бог (Отец) дает (Ему) Духа» (Иоан. III, 34), дабы чистота Его человеческого естества соделалась недоступною для всякой скверны греха и соделала Его подвиг благоприятным.

Но эта чистота нового Адама омывает всякую нечи­стоту и наших душ; ибо мы невольно влечемся к Нему ради того обилия чистой благодатной жизни, какое почерпаем в единении с Ним. Общение с Чистым и нас делает чистыми, и по силе этого общения Он как бы вместе с нами страдает и подвизается. А по­сему, быв искушен Сам, может и нам искушаемым помочь. Отразив в пустыне все искушения диавола Он дает и нам силу побеждать их. Изведав опыт­но всю слабость и немощность естества человеческого, падшего и пленённого диаволом, Он как говорится в одной церковной песни, «без огня изваряет и на­зидает без сокрушения», т.е. не огнем Божествен­ной ревности о наших неправдах попаляет нас, но, привлекая к Себе смирением и кротостью, изво­лит нас с Собою в победу (Исаии 42, 3; Мф. 12, 20), Как Сам Он многократно взывал к Богу во время Своего подвига и был услышан, так и нас иску­шаемых не оставит без помощи, но «во время благо­приятное» услышит нас (Исаии 49, 8). – И если мы всегда пребудем в атом тесном единении, с Ним| то не желанием лишь духовной чистоты исполнимся, но и действительно будем очищать себя. Ибо желание ду­ховной чистоты, подобно огню, воспламенившись в на­шей душе, не даст нам быть спокойными, пока не будет очищено все страстное в естестве нашем, и весь путь жизни нашей не сделается чистым и святым. Тогда-то, сделавшись чистыми, и мы, подобно Подвиго­положнику нашего спасения – Христу, исполнимся Святого Духа, духа премудрости и разума, духа совета и крепости и прочих дарований духовных. И исполнившись, увидим, какое благо приобрели для нашей жизни. Ибо земная наша мудрость и собственная сила, как свиде­тельствует постоянный опыт, не может устроить да­же земных дел и счастья. Отчего, в самом деле, наша жизнь исполнена постоянных смятений, сожаления об ошибках в прошедшем, опасения за будущее, разочарования и уныния? Не от того ли, что, не имея духовной мудрости, не просим её у Бога, а полагаемся на свою собственную мудрость? Отчего «не обращена даже сердца отцов к детям и детей к отцам», (Малах. 4, 6), не говоря уже об отношениях каждого к своим ближним? Не от того ли, что в заботах своих о детях отцы руководятся одною земною мудростью, вверить себя которой дети не всегда могут?! Почему недостает искренности в отношениях воспитателей к воспитанникам и воспитанников к воспитателям? Не потому ли, что советы их нередко основываются на соображениях лишь об обычном ходе вещей, которые столь же мало могут многих убедить, сколь невелика прочность установившегося порядка отношений людских? Отчего вообще чувствуем мы себя столь слабыми и немощными для добра, что не считаем возможным даже бороться с укрепившимися в нас худыми привычками? Не оттого ли, что, отложив упование на Бога, хотим основаться на собственном могу­ществе и силе? И наоборот, кто действительно обла­дает истинною мудростью жизни, – мы ли, пребывающие в страстях, или, например, святые подвижники, забо­та о чистоте для которых составляет главное в жиз­ни? Не к ним ли стекаются тысячи людей, дабы услы­шать их мудрые советы даже относительно дел обыч­ных, житейских? Или не к пастырям ли Церкви обращаются большею частью люди в те минуты, когда не находят утешений со стороны прочих людей, если особенно эти пастыри не только получили благодать священства, но и возгревают её чрез собственный под­виг благочестивой жизни?

Итак, взирая на Безгрешного Христа, вступившего ныне в воды Иордана, возжелаем духовной чистоты, дабы нам, «очищением Духа измовенным», вступить, по выражению другой церковной песни, «на новую не­лазненную стезю, вводящую в неприступную радость». На нее ныне нас вводит Безгрешный Христос, кре­стившийся в водах Иордана, «Имже Бог примирися». Аминь.

1901 год