Найти тему

Автобус

История Петербургского автобуса началась в 1907 году, когда было создано «Санкт-Петербургское товарищество автомобильно-омнибусного сообщения».

Петербург стал вторым в России городом, открывшим городской автобусный маршрут, первенство за Архангельском. Слово автобус образовано от «автомобиль» и «омнибус» и вошло в русский язык тогда же – в 1907 году. Первыми городскими автобусами стали машины фирмы «SAF», специально заказанные для Санкт-Петербурга. Пробный рейс прошёл по Невскому проспекту 4 октября, а уже в ноябре открылось пассажирское сообщение по линии «Александровский сад – Варшавский и Балтийский вокзалы».

Второй автобусный маршрут включал в список Витебский вокзал, однако на пути к нему у пассажиров возникали трудности: из-за низкой мощности моторов первых автобусов, транспорт не всегда преодолевал крутые подъёмы на мосты. На автобусном маршруте, идущем через канал Грибоедова, перед подъёмом на Каменный мост все пассажиры вынуждены были выйти из автобуса и перейти на другой берег самостоятельно.

Первым компаниям, участвовавшим в организации автобусного движения, приходилось нелегко ввиду сильнейшей конкуренции со стороны электрического трамвая – более дешёвого вида транспорта. Конечно, у автобуса было больше очевидных преимуществ – мобильность, способность проезжать везде, а не только по рельсам, возможность посадки пассажиров с тротуара. Но успешность автобуса не имела в начале века существенного значения: он уступал трамваю с его развернутой сетью маршрутов, и на 1910 год петербургский автобусный парк насчитывал всего 14 машин.

Внешние и внутренние войны, революции и послевоенная разруха задержали развитие петербургского автобуса на 12 лет. Возродилось автобусное движение в Ленинграде лишь в 1926 году.

Автобусы сыграли важнейшую роль в Великой Отечественной войне. Ещё в самом начале войны часть автобусов была передана Красной Армии, в то время как оставшиеся в городе перевозили воинские подразделения, раненых и эвакуируемых детей к вокзалам. Часть автобусов работала на Дороге жизни. Благодаря им несколько сотен тысяч человек удалось вывезти из Ленинграда, и в осаждённый город были доставлены тысячи тонн продовольствия и боеприпасов.

Автобусы ЛАЗ у Эрмитажа, 1966-1967 год
Автобусы ЛАЗ у Эрмитажа, 1966-1967 год