Послание апостола Павла к Евреям 303 зач., I, 1-12.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. 7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. 8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. 10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Комментарий
Сегодня апостол Павел говорит нам об Иисусе как о главном Откровении Бога о Самом Себе, которое получило человечество. Бог избрал неожиданный формат языка для того, чтобы объяснить людям, каков Он на самом деле: не словами, не изощрёнными философскими формулировками, не посредством изящных искусств – а просто став человеком, из таких же плоти и крови, как и у каждого из нас. «Прииди и виждь» – красной нитью проходит сквозь всё евангельское повествование.
О Христе недостаточно говорить: Его надо ощущить, увидеть непосредственно, пережить Его присутствие. Отсюда начинается очевидность Бога как самой главной реальности для человека: реальности, познакомившись лицом к лицу с которой, отпадает потребность в доказательствах.
Христианство переквасило античный мир именно благодаря силе своей «показательности»: разница между теми, кто ищут Бога – язычники ли, иудеи ли – и теми, кто Его нашёл – была слишком очевидной. «Откуда у них столько любви друг ко другу?» – это изумление античного мира при взгляде на христиан было всеобщим. Это было не меньшее изумление, как если бы мы увидели в «красной зоне» больницы человека без всяких индивидуальных средств защиты – и при этом абсолютно здорового. «Откуда у него такая устойчивость к столь агрессивному вирусу?» – спросили бы мы. «Может, у него какая-то невероятной силы прививка?»
Не менее удивляло окружающих способность христиан сопротивляться тому, перед чем оказывались уязвимыми все – от бедняков до аристократии – распущенности, обману, отчаянию, жестокости, своекорыстию. На фоне стоиков христиане выглядели какими-то загадочными «сверхфилософами» – которые получили этот «духовный иммунитет» к мирским страстям не в результате многолетних упражнений, а даром.
Но «духовная прививка» христиан – в отличие от обычной вакцины – не действует «автоматически». Вера без усилия не живёт: она неизбежно превращается в видимость, «кажимость» – о носителях такой веры апостол с горечью пишет в послании к Титу: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:6).
Главное усилие веры – это решимость быть верным Богу, верным той тональности Духа, которую и явил нам в Своей жизни Христос Спаситель! Отсюда, из Духа, Которым живёт человек, словно из глубинных недр, проистекает всё остальное: и мысли, и чувства, и дела. Если этот источник чист – на что и следует направлять в первую очередь усилия – то и производное также будет чистым и правильным.
Желаю всем прежде всего заглянуть каждому внутрь себя, в свой глубокий «колодец Духа» – и проверить, чиста ли и спокойна в нём водная гладь – чтобы неискажённо отразить пришествие в мир Божественного Света!