Ну что, продолжим наше движение по колесу года?
Следующий праздник является, наверное, одним из самых известных праздников, дошедших до нас.
Белтейн, он же Вальпургиева ночь или Живин день(у славян).
Что мы знаем про этот виток колеса? Что он нам несет? Какие обычаи были у наших предков?
Белтейн – праздник, который знаменует собой начало лета и отмечается каждый год с 30 апреля на 1 мая.
Это Время Силы, когда Природа окончательно ожила, наполнилась соком и скоро даст свои плоды.
Это свадьба Рогатого Бога (Фрейра) и Богини, знаменующая начало плодородного лета, полного любви, трав, цветов и тепла. В этот день прославляют мужскую силу, дающую плодородие Матери, и женскую силу, дающую возможность выносить и родить новое – урожай или дитя.
Именно на белтейн делают самые сильные ритуалы на успешность, богатство и плодородие(здоровье).
Основным символом Бельтайна у кельтов считался священный костер. Главным ритуалом было разжигание костров на вершинах гор или высоких холмов.
Накануне праздника во всех домах гасились огни, а на самом высоком холме близ селения раскладывали два костра из ранее собранных веток.
Старейшины племени с первыми лучами солнца разжигали трением священный огонь, сопровождая это молитвой солнцу и природным силам о защите от болезней, несчастий и засухи, о плодородии скота и хорошем урожае. Люди приходили задолго до рассвета, пригоняли свой скот, пели гимн солнцу и проводили между кострами животных, чтобы дать им магическую защиту, зажигали от костров факелы и несли в свои дома, наполняя их светом священного огня. Церемонии с огнем несли двойной смысл: во-первых, как знак почитания сил природы и в частности бога солнца; во-вторых, как средство очищения от всего нечисти и болезней.
Не только европейские народы применяли огонь в ритуалах этого дня. В это же время у древних славян проходил свой праздник начала лета -"Живин день" - когда разжигались большие костры и все прыгали через огонь, проходя символическое очищение и возрождение после долгой зимы. Другими символами праздника Белтейн традиционно являются Майский шест или Майское дерево и цветы (в Англии день начала лета именовался как Майский день). Майский шест, являлся, очень важным атрибутом праздника. Почитание мужской силы. Силы Бога, свадьбы Бога и Богини. Свадьба стихии огня и стихии земли.
Хоровод вокруг шеста был тоже не простым. Парни и девушки брались за ленты, привязанные к верху шеста( наверху шеста располагалось колесо-символ колеса года) и шли навстречу друг другу.
Таким образом приветствуется плодородие земли и людей. Ночью молодые парни и девушки уходили в леса и поля, чтобы заняться любовью, приветствуя плодородие земли. Сейчас, подобные ритуалы кажутся нам странными, но!!! В то время это помогало сохранить баланс деторождения. И даже в бездетных семьях, могли появиться дети. И, кстати, дети зачатые в этот период считались благословленными и посланными Богами!
Цветы символизировали Богиню, а шест, как центральный фаллический символ, - Бога. Люди собирали цветы и зеленые ветви, чтобы украсить ими шест, себя и свои дома. Водили хороводы вокруг шеста, женщины касались его, чтобы приобщиться к сакральному акту плодородия и таким образом благополучно выносить потомство.
Выбирали Майскую королеву - самую красивую девушку селения, и Майского короля - победителя состязаний. Украшали их одежду живыми растениями и цветами, а затем праздновали Майскую свадьбу. Обычай коронации Майского Короля и Майской Королевы (некоторые традиции выбирают только Королеву) имеет свои правила. Некоторые считают, что только главные персоны этого праздника могут быть одеты полностью в зеленый цвет в Этот день. Остальные же участники праздника могут украсить одежду зелеными ленточками и цветами.
Но чаще всего Майская королева одета в белое и с венком боярышника или яблони на голове. Это уже привнесенный символ белых одежд, как невинности.
Согласно древнему ритуалу, на Белтайн необходимо было выпечь, так называемый, первомайский пирог. От и до — эта еда ритуальная:
тесто для него замешивали без использования посуды; пекли на огне, положив тесто на камень;
готовый хлеб нельзя было класть в посуду или на стол, он обязательно должен был оставаться на руках.
Все дело в том, что во время выпечки, эта еда впитывала в себя священную силу огня, а любой искусственный предмет, такой как посуда, мог оттянуть эту силу. Но и это еще не все, часть этого пирога использовалась в жеребьевке (один из его кусочков был с золой).
Эта гуманная и интересная традиция позднего периода, когда уже ни о каких кровавых человеческих жертвоприношениях и речи быть не могло. То есть, людская кровь не лилась, но «жертва» все же была, и определял ее жребий среди неженатых. Тот кому он выпадал, становился «избранным» (в центральных районах Шотландии – Cailleach beal-teine, Кильях Белтейн, «майской старухой», каргой) прыгал через костер семь раз (некоторые источники говорят, что прыгнуть надо было трижды, или не прыгнуть, а перекатиться) и, как бы, умирал в глазах всей общины. С «жертвой» никто не разговаривал целый год.
Но обычно, когда мы говорим о бескровных жертвоприношениях, то подразумеваем, что-то более или менее съедобное. Например хлеб или лепешки, но это еще не все. Так же в жертву приносили ритуальное зерно, зимние обереги и так далее.