О героическом подвиге воины 1-го батальона 215-го гвардейского стрелкового полка 77-й гвардейской стрелковой дивизии.
Шел 1945 год. Советский народ, мобилизовав все силы в едином стремлении покончить с гитлеровской Германией вел бои за освобождение Европы. В тактике ведения боевых действий советских войск многое поменялось в отличии от начала войны. Но учились воевать, и немцы в новом для себя амплуа – отступающих. Так, в ходе начала артподготовки нашими войсками, гитлевроцы оперативно отводили личный состав на запасные позиции, а когда советский авангард шел вперед, встречали его плотным огнем. В связи с этим ряд командиров дивизий прорыва на основном направлении, чтобы поберечь солдат и офицеров выделяли из состава отдельный батальон, который выявлял: отвели немцы свои части или нет, а заодно и уточнял систему обороны и огня противника.
Поэтому некоторые командиры дивизий прорва выделяли из состава дивизии один передовой батальон, который должен был выявлять, не отвел ли противник свои войска с первой позиции, и уточнять систему его обороны и огня. По факту эти батальоны становились аналогами штурмовых подразделений. Точно также было и в ходе Висло-Одерской операции, где во время наступления с Пулавского плацдарма руководством 77-й гвардейской стрелковой дивизии был выделен 1-й батальон 215-го гвардейского стрелкового полка.
Комдив - генерал-майор Василий Акаскелов во время постановки задач определил командиру батальона гвардии майору Борису Емельянову: «уничтожить противника в опорном пункте на высоте 166,7, овладеть второй траншеей на западных скатах этой высоты и развивать наступление в направлении высоты 162,8 с целью выявить систему огня и опорные пункты противника в глубине». А если немцы усилят сопротивление и перейдут в контратаку, гвардейцам предписывалось закрепиться на высоте 166,7 и уже оттуда организовать и проводить разведку относительно высоты 162,8. Причем фронт наступления батальона составлял 900 метров.
Замыслом всей операции стало развитие успеха передового батальона майора Емельянова с постепенным вводом главных сил дивизии после того, как бойцы 1-го батальона 215-го гвардейского полка успешно вскроют первую линию обороны противника и закрепятся на ней. Немцы же, понимая всю серьезность предстоящих действий, хоть и не знали замысла советского командования, но все же выстроили по всей линии обороны отлично укрепленный рубеж с позициями в две и три траншеи с расстоянием между ними всего в 1,5 километра. Плотность огневых точек немцев из расчета на 1 километр фронта достигала до 120 стрелковых ячеек, а пулеметных площадок до 12-13. Кроме того, весь передний край был усилен минно-взрывными и проволочными заграждениями.
Силы батальона Емельянова состояли из трех стрелковых рот, пулеметной роты (9 станковых пулеметов) и минометной роты (9 минометов). Также батальон усилили отдельным противотанковым артиллерийским дивизионом, взводом танков Т-34, батареей СУ-76, ротой 257-го инженерно-саперного батальона. Несмотря на это, силы немцев на участке фронта наступления гвардейцев майора Емельянова были выше в 2,2 раза в людских ресурсах, в 10 раз в танках, в 9 и 8 раз выше в пулеметах и минометах соответственно.
Перед наступлением саперы батальона, ночью 14 января, проделали проходы в заграждениях немцев, а уже в 8.30 утра начался артналет, который длился около получаса. Предварительное и детальное изучение огневых точек и расположения живой силы майором Емельяновым позволило артиллеристам нанести эффективный удар, в результате которого первая траншея была практически подавлена. Параллельно с этим, за пять минут до окончания работы артиллеристов, бойцы батальона подошли к переднему краю обороны немцев на 100-150 метров и когда огонь перешел на вторую траншею, советские бойцы ворвались в первую практически не встречая сопротивления. Одновременно с окончанием артналета, в бой пошли и самоходные установки с танками, поддерживаемые основными силами батальона. Но выбить немцев из второй траншеи оказалось не так просто. Емельянов отдал приказ на огонь из минометов. Спустя двадцать минут бойцы снова пошли в атаку и в ходе ожесточенного боя, переходящего в рукопашную схватку, завладели второй траншеей немцев.
Таким образом батальон майора Емельянова выполнил первую задачу и успешно овладел высотой 166,7. Теперь советскому командованию была видна вся схема обороны противника. Немцы же, опешив от такой стремительности советских войск не смогли организовать контратаку. В итоге гитлеровцы заняли глубокую оборону вдоль реки Чернявка, где проходила третья траншея. Река стала неприступной преградой для танков и самоходок, поэтому гвардейцы вплавь, под огнем противника, преодолевали реку и с ходу вступали в бой. От такого напора оборона немцев затрещала и к 10 часам утра третья траншея была взята и тогда в бой ввели весь 218-й гвардейский полк, который развил наступление через пробитую брешь в немецкой обороне.
Вот так один батальон выполнил самостоятельно задачу целой дивизии, уничтожив порядка 500 солдат и офицеров противника, а 15 взял в плен. Подводя итог операции на Висле, Военный совет 69-й армии, постановил, отмечая героизм батальона майора Емельянова, назвать его – «Батальон Славы», а весь младший личный состав наградить орденами Славы, командиров взводов – орденами Александра Невского, командиров рот – орденами Красного Знамени. А комбату - майору Емельянову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь с друзьями - статья может быть интересна другим!
Читайте на удобной для вас платформе - Сайт, VK, OK