В своих циклах о Лыковых я уже задавалась вопросом, в чем истоки и причины той ситуации, которая в итоге сложилась. Поэтому позволю себе вновь отклониться в историю, ибо без этого экскурса не совсем будут понятны последующие статьи.
Думаю, многие слышали, что раскол среди верующих пошел после реформ патриарха Никона в 1653 году. Все, несогласные с реформой и изменениями, были объявлена еретиками и подвергались жестоким преследованиям. Одними из первых взбунтовались монахи Соловецкого монастыря. Но мятежи с самого начала подавлялись неоправданно жестоко: раскольников, как их стали называть, вешали и сжигали на кострах.
Народ, напуганный жестокостью репрессий, но не согласный с нововведениями, бросился в леса - сначала в те, что вокруг Москвы, а потом все дальше - на Урал и в Сибирь. Бегунов отлавливали и сжигали, как и распространителей веры, причем применение именно этого вида казни было закреплено законодательно. С просьбой о закреплении такого закона выступил поместный Собор Русской церкви, собравшийся в 1681 году. (Не могу удержаться, чтобы не прокомментировать сразу, хотя и понимаю, что, возможно, не стоит этого делать. Но как же быть с христианскими заповедями? Как можно обречь на мучительную смерть души, пусть и заблудшие?)
Тех же, кто тайно сохранял старую веру или оказывал бежавшим хоть малейшую помощь, безжалостно пороли. Старообрядцы были объявлены полностью вне закона - им нельзя было занимать никакие должности, по сути дела они были никто в стране. При Петре I старообрядцы получили некоторое послабление и возможность вести полулегальное существование при условии уплаты двойного налога. И тем не менее старообрядцам запрещено строить церкви, организовывать скиты. Их браки не признаются законными, а дети считаются незаконнорожденными.
И только через 200 с лишним лет, в 1905 году был объявлен высочайший указ об укреплении основ веротерпимости. Со старообрядцев сняли законодательные ограничения и запреты, наложенные на отправления своих религиозных обрядов. А запрет на службу в государственных и общественных должностях был снят еще за 20 лет до этого.
К концу XIX века точного количества старообрядцев в России не знал никто. Некоторые исследователи считают, что истинное число раскольников превышало официальные цифры в десятки раз. Бегуны перемещались с места на место, местные общины поддерживали единоверцев, а иногда и снабжали их паспортами умерших.
Согласно некоторым источникам, в связи с нехваткой рабочих рук на заводах и фабриках, их владельцы все чаще предпочитали брать на работу старообрядцев, особенно часто это происходило на Урале. Фабриканты охотно брали староверов на работу, так как всем было известно, что раскольники умели и любили работать. Более того, иногда на базе старообрядческих общин возникали небольшие предприятия, которые потом, со временем могли стать и градообразующими. Собирая материал для статьи, я как раз прочитала в комментариях к предыдущей статье рассказ одной моей читательницы о подобном факте у старообрядцев Южной Америки.
Советская власть поначалу отнеслась к старообрядцам вполне терпимо. Кстати, есть мнение, что именно беспоповское сословие старообрядцев подарило советской власти основную форму управления - Советы. Когда беспоповцы отказались от священнослужителей, их общины стали управляться именно советами, в которые выбирались самые уважаемые члены общин и скитов.
Что интересно, старообрядцы подарили большевикам не только форму государственного устройства, но и первые детские воспитательные учреждения - прообраз детских садов и яслей. Потому что именно у старообрядцев пожилые члены общины приглядывали за детьми, пока остальные работали. Если вспомнить мой цикл, составленный по воспоминаниям Карпа Лыкова (ссылку я, по традиции, дам в конце статьи), то бабушке Карпа Осиповича как раз и приводили малышей, пока их родители уходили в тайгу. Со временем это стало в обычае среди всех старообрядческих поселений.
Как развивались отношения старообрядчества с советской властью я расскажу в следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.
А прочесть об укладе жизни таежных общин на примере родни Лыковых можно здесь: Сказы рода Лыковых. Уклад жизни таежной общины.