Найти в Дзене

Гонения на старообрядцев в дореволюционной России

В своих циклах о Лыковых я уже задавалась вопросом, в чем истоки и причины той ситуации, которая в итоге сложилась. Поэтому позволю себе вновь отклониться в историю, ибо без этого экскурса не совсем будут понятны последующие статьи.

Думаю, многие слышали, что раскол среди верующих пошел после реформ патриарха Никона в 1653 году. Все, несогласные с реформой и изменениями, были объявлена еретиками и подвергались жестоким преследованиям. Одними из первых взбунтовались монахи Соловецкого монастыря. Но мятежи с самого начала подавлялись неоправданно жестоко: раскольников, как их стали называть, вешали и сжигали на кострах.

Фрагмент картины Г. Мясоедова Сожжение протопопа Аввакума. Фото из открытых источников
Фрагмент картины Г. Мясоедова Сожжение протопопа Аввакума. Фото из открытых источников

Народ, напуганный жестокостью репрессий, но не согласный с нововведениями, бросился в леса - сначала в те, что вокруг Москвы, а потом все дальше - на Урал и в Сибирь. Бегунов отлавливали и сжигали, как и распространителей веры, причем применение именно этого вида казни было закреплено законодательно. С просьбой о закреплении такого закона выступил поместный Собор Русской церкви, собравшийся в 1681 году. (Не могу удержаться, чтобы не прокомментировать сразу, хотя и понимаю, что, возможно, не стоит этого делать. Но как же быть с христианскими заповедями? Как можно обречь на мучительную смерть души, пусть и заблудшие?)

Тех же, кто тайно сохранял старую веру или оказывал бежавшим хоть малейшую помощь, безжалостно пороли. Старообрядцы были объявлены полностью вне закона - им нельзя было занимать никакие должности, по сути дела они были никто в стране. При Петре I старообрядцы получили некоторое послабление и возможность вести полулегальное существование при условии уплаты двойного налога. И тем не менее старообрядцам запрещено строить церкви, организовывать скиты. Их браки не признаются законными, а дети считаются незаконнорожденными.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И только через 200 с лишним лет, в 1905 году был объявлен высочайший указ об укреплении основ веротерпимости. Со старообрядцев сняли законодательные ограничения и запреты, наложенные на отправления своих религиозных обрядов. А запрет на службу в государственных и общественных должностях был снят еще за 20 лет до этого.

К концу XIX века точного количества старообрядцев в России не знал никто. Некоторые исследователи считают, что истинное число раскольников превышало официальные цифры в десятки раз. Бегуны перемещались с места на место, местные общины поддерживали единоверцев, а иногда и снабжали их паспортами умерших.

Согласно некоторым источникам, в связи с нехваткой рабочих рук на заводах и фабриках, их владельцы все чаще предпочитали брать на работу старообрядцев, особенно часто это происходило на Урале. Фабриканты охотно брали староверов на работу, так как всем было известно, что раскольники умели и любили работать. Более того, иногда на базе старообрядческих общин возникали небольшие предприятия, которые потом, со временем могли стать и градообразующими. Собирая материал для статьи, я как раз прочитала в комментариях к предыдущей статье рассказ одной моей читательницы о подобном факте у старообрядцев Южной Америки.

Жители старообрядческого поселения Быньги на Урале при одном из Демидовских заводов
Жители старообрядческого поселения Быньги на Урале при одном из Демидовских заводов

Советская власть поначалу отнеслась к старообрядцам вполне терпимо. Кстати, есть мнение, что именно беспоповское сословие старообрядцев подарило советской власти основную форму управления - Советы. Когда беспоповцы отказались от священнослужителей, их общины стали управляться именно советами, в которые выбирались самые уважаемые члены общин и скитов.

Что интересно, старообрядцы подарили большевикам не только форму государственного устройства, но и первые детские воспитательные учреждения - прообраз детских садов и яслей. Потому что именно у старообрядцев пожилые члены общины приглядывали за детьми, пока остальные работали. Если вспомнить мой цикл, составленный по воспоминаниям Карпа Лыкова (ссылку я, по традиции, дам в конце статьи), то бабушке Карпа Осиповича как раз и приводили малышей, пока их родители уходили в тайгу. Со временем это стало в обычае среди всех старообрядческих поселений.

Как развивались отношения старообрядчества с советской властью я расскажу в следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.

А прочесть об укладе жизни таежных общин на примере родни Лыковых можно здесь: Сказы рода Лыковых. Уклад жизни таежной общины.