Найти тему
Избушка истории

Как развлекались князья Древней Руси

Оглавление

В Средневековой Руси жизнь типичного князя была довольно непростой. Войны, государственные дела, интриги, проблемные семейные отношения, неожиданные болезни – всё это занимало много времени и сил для древнерусского правителя. Безусловно, от всех этих дел нужно было время от времени отдыхать. Так, каким же образом князья Древней Руси это делали?

Пиршество

Пиры играли важную роль в повседневной жизни средневекового правителя не только как элемент развлечения, но и как средство осуществления важных государственных дел, а также интриг. Не редко в пирах участвовали политические деятели других стран. Кроме этого, есть воспоминания об участии в княжеских пирах рядового населения, что свидетельствует о стремлении князей получить одобрение и поддержку непривилегированных слоев общества.

Пиры з участием народных масс устраивались в честь знаковых событий. Так, например Лаврентьевская летопись нам сообщает, как Владимир Великий организовал пир, в результате победы над печенегами:

"Праздновал князь дней восемь, и возвращается к Киеву на Успенье святая богородица, и сотворяет праздник великий, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же [это]люди христиане радуются душой и телом".

Очень много пиршеств встречается в былинах. Тут также наиболее часто фигурирует имя князя Владимира Красное Солнышко. Видимо, этот князь очень сильно любил этот вид празднеств и развлечений.

Пиршество
Пиршество

Но также не нужно отрицать корыстный элемент пиршеств с боку государственной деятельности князя Владимира, который скорее всего прибегал к разным застольям и для укрепления собственной власти. Пирушки устраивал и сын Владимира – Ярослав, что вспоминается в летописях.

Организация пиров имела свои особенности в разное время и на разной территории русских земель. Безусловно, в ХІІ-ХІІІ веках, когда раздробленность и слабость власти князей только увеличились, изменилось и поведение русской знати на всяких торжествах. Например, в Галицко-Волынской летописи есть такие строки:

"И некогда ему [Даниилу] в пиру веселящему, один из тех безбожных бояр лице залил ему чашею, и той ему стерпел".

Большинство историков очень скептически относятся к таким сообщениям, потому что в средние века такое отношение своего вассала к сюзерену каралось смертью. А тут летописец пишет, что князь при этом, ещё стерпел над таким неуважением к себе, что, разумеется, заставляет задуматься над достоверностью написанного.

Шуты и скоморохи

Развлекали и князей шуты, артисты и певцы. Это было нормальной практикой для средневековой Европы, в том числе и для Руси. На восточнославянских землях артистов называли "скоморохами".

Впервые скоморохи появляются в середине ХІ века, скорее всего под влиянием византийских актеров-мимов. Они выделялись специфическим древнерусским фольклорным стилем. Скоморохи активно путешествовали з города в город, и при этом часто останавливаясь в княжеских дворах, развлекая княжую свиту своими выступлениями.

Скоморохи, изображение "Повести временных лет"
Скоморохи, изображение "Повести временных лет"

Хотя нужно сказать, что христианской церковью деятельность скоморох воспринималась довольно негативно. Так, в "Повести временных лет" есть история, о том, что игумен Феодосий, придя к киевскому князю Святославу, возмутился весельями артистов во дворце. А первое воспоминание от Нестора о скоморохах не очень благоприятное к последним:

"Но этими и другими способами всякими дьявол обманывает, хитростями привлекая нас от бога: трубами, и скоморохами, и гуслями, и русалиями".

Охота

Учитывая географические условия проживания древних славян, станет само собой очевидным, почему охота пользовалась такой популярностью, среди населения здешних территорий. Нестор Летописец пишет о славянах:

" … это было [между них] трое братьев: один по имени Кий, другой - Щек и третий – Хорив и сестра их - Лебедь. Сделали они городок в честь брата, и назвали его Киев. И был вокруг города лес и бор велик, и ловили [здесь] зверей".

Леса, болота, долины, степи - во всем этом древнерусский человек был маленькой песчинкой. Власти природы человек покорялся и поклонялся. Окружающий мир одновременно был "кнутом и пряником" для обывателя средних веков. Именно, охота была ареной борьбы человека с природой, что иногда стоило человеку целой жизни. Победа в противостоянии с животным миром приносила не только пищу человеку, но психологическую уверенность и физическую готовность перед неожиданными проблемами средневекового мира. В некоторой степени, охота была видом спорта жителя средневековья. Поэтому, ловля имела чрезвычайную популярность среди князей.

Охота на Руси
Охота на Руси

О важности охоты в жизни русского князя демонстрируют следующие факты. На фресках построенного храма Софии Киевской были изображены иллюстрации охоты князей. Владимир Мономах в "Поучении детям" особое внимание уделяет охоте. Он пишет:

"Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым".

Галицко-Волынская летопись сообщая нам о деяниях Владимира Васильковича акцентирует внимание на эго охотничьем прошлом:

"Он был и сам ловец добр и храбр, никогда к вепря, и к медведя не ждал он слуг своих, чтобы ему помогли, а всегда сам умерщвлял всякого зверя".

Активно занимались охотой князья и вместе с иностранными государями. В 1164 г. Галицкий князь Ярослав Владимирович вместе с Андроником Комниным пировали и охотились на туров. Встречалась также практика обмена подарками между князьями в виде охотничьих трофеев.

Поединки и рыцарские турниры

В средневековых исторических источниках мы часто натыкаемся на рассказы о поединках и рыцарских турнирах.

Нестор в "Повести временных лет" вспоминает поединок в контексте битвы русских против печенегов. Поединок между воинами был составной частью устной народной традиции Древней Руси. Рассказы о русских богатырях подтверждают это утверждение. Поединки практиковались и среди русских князей, но все таки они носили более тренировочный и развлекательный характер.

-4

Относительно рыцарских турниров на Руси картина более сложная. Точных упоминаний о соревнованиях военной дружины в источниках нет. Скорее всего, это было следствием особенности культуры Западной Европы и Древней Руси. Но всё-таки есть упоминание за 1249 год в Галицко-Волынской летописи о проведении турнира черниговским князем Ростиславом Михайловичем вместе с угорским королем Белой на Галицкой земле, во время войны против Даниила Галицкого:

"И затеял он игру перед городом, и столкнулся он с [рыцарем] Воршой. И упал под нём конь, и вывихнул он плечи, и не к добру примкнули ему [это] знамение".

Но распространёнными рыцарские турниры на Руси не были. Этот случай как исключение.

Дорогой читатель, если тебе понравилась статья подписывайся на канал и ставь лайки.)