На просторах Дешт-и Кыпчака
Башкирский этнограф Раиль Кузеев писал: «Топонимы и гидронимы с основой «кубá» распространены на всей территории от Алтая до Кавказа. Их распространение связывается с кыпчакской эпохой этнической истории ряда народов Средней Азии и Восточной Европы». Страна кыпчаков или Дешт-и Кыпчак появляется на страницах восточных хроник в конце X века. В период расцвета это этнополитическое объединение охватывало огромную территорию от Иртыша на востоке – до Дуная на западе, от Уральских гор на севере – до Кавказского хребта и Сырдарьи на юге.
Только этим фактом можно объяснить чрезвычайную разбросанность названия Кубá, которое, если взглянуть на карту Евразии и обратиться к историческим источникам, можно найти на Кавказе, в Средней Азии, Сибири и в европейской части России. В Азербайджане известен город Кубá, в прошлом столица Кубанского ханства.
Как сообщают восточные авторы Ибн Хаукаль и Йакут ар-Руми, в среднеазиатской области Фергана также существовал город Кубá, ныне райцентр Кува Узбекистана. Известно название гор Куба-тау и Куба-даг в Каракалпакии и Туркменистане соответственно, реки Белая и Соленая Куба бассейна Волги, а также приток Катуни под названием Куба на Алтае. По преданиям, возвышенность, на которой располагается ныне телецентр г. Уфы, издревле именовалась Куба-тау.
Трудно сказать с чем связаны эти топонимы – с этнонимом Кубá или просто с соответствующей лексемой: согласно «Сборнику тюркского языка» автора XI века Махмуда Кашгари, قُبَا [quba] означает «светло-бурый».
Если обратиться к этимологическому словарю башкирского языка, то значение слова коба определяется как «светлый». Кроме того, кубаир (ҡоба ‘светлая’, ‘славная’ + йыр ‘песня’) – это жанр башкирской народной поэзии.
Кыпчаки, половцы и куманы
Кыпчакская конфедерация, широко раскинувшаяся в степях Азии и Восточнй Европы, на юге соприкасалась с Ираном, на севере с Русью, а на западе – с Византийской империей. И как результат этого соседства она именовались в этих частях света по-разному: персы именовали ее Дешт-и Кыпчак, то есть, «Кыпчакская степь», русские – «Половецкой поле», а греки и прочие европейцы – «страной куманов». По мнению венгерского тюрколога Юлиуса Немета, название куман образовано от корня «куба», то есть «светлый», и отыменного суффикса -н-. В результате характерного для тюркских языков чередования звуков -б- и -м- (например, бурун~мурун, то есть «нос») этноним кубан трансформировался в куман. Выдающийся арабо-сицилийский географ Мухаммад аль-Идриси на территории Восточной Европы – в Причерноморье, приднепровских и донских степях – упоминает страну Кумания. Однако, на этой же территории русские летописи помещают так называемое «Половецкое поле». Стало быть, половцы и куманы соответствовали друг другу.
Куманы Башкортостана
После монгольского разгрома куманы рассеялись по разным уголкам земли. Одни оказались в Египте, куда были проданы как рабы и где пополнили корпус мамлюков. Известен, например, мамлюкский эмир аль-Кумани. Единственная сохранившаяся часть этого племени ныне находится в Башкирии, где они образовали Кубовскую волость. Немецкий ученый и путешественник Петр Симон Паллас нынешнее село Старо-Кубово Иглинского района именует Кубаул, то есть аул Куба. Небольшой в численном отношении род вошел в состав крупного башкирского племени Минг. После вхождения в состав Русского государства единая вотчина была разделена между предводителями этого объединения: башкиры-минги во главе с сыновьями князя Канзафара взяли земли по реке Дёма, башкиры-меркиты во главе с князем Аккунды Акмановым заняли долину реки Уршак, а башкиры-кубовцы во главе с князьями Уразлы Урмановым и Мамбеткулом Таникеевым получили два изолированные друг от друга вотчины: одна находилась по «Дёме реке с Биштирякского устья вверх до Сиремиского устья по обе стороны с лесом и степью», а вторая «по Уфе реке на луговой стороне по Юрмашу и Таушу речкам». Таким образом, Западно-Кубовский аймак находился на территории современного Буздякского района РБ, а Восточно-Кубовский аймак – на территории Иглинского района.
В буре мятежей
Башкиры-кубовцы были активными участниками башкирских восстаний. Так, непосредственный призыв к восстанию 1735-1740 гг. бросил мулла из аула Телекей-Кубово (Буздякский район) Токчура Алмяков. Историк П.И.Рычков писал: «Особливо же к таковому их противному рассуждению возбудил их наипервее бывший в С.-Петербурге Ногайской дороги Телекей-Кубовской волости башкирский старшина Токчура, который, в С.-Петербурге еще будучи, послал возмутительное письмо к Кильмяку Абызу и к другим бывшим в бунте предводителям…» В 1736 году уфимский воевода Мерзлюкин отправил крупный отряд правительственных войск под командой майора Ртищева в Кубовскую волость для «поиска» над повстанцами. «С которыми ворами и бунтовщиками февраля 14 дни у вышеупомянутого майора Ртищева под деревней Средней Кубов, что от Уфы в 30-ти верстах, был немалый бой», - докладывал Мерзлюкин Кабинету министров. Отряд Ртищева понес чувствительные потери и был вынужден отступить.
Башкиры рода Кыбау ныне проживают в селениях Старо- и Ново-Кубово, Субакаево, Сабитово, Тавтиманово, Тикеево Иглинского района, а также в основанном ими же ауле Мелекес, ставший впоследствии райцентром Иглино. Западные кубовцы населяют Копей-Кубово, Батырша-Кубово, Казаклар-Кубово, а также Телякей-Кубово Буздякского района. В Туймазинском районе их селами являются Арсланбеково, Старо-Арсланбеково и Сайраново.
Деревни и селения рода Кобау можно найти на сайте "Башкирика.ру - Узнай свой род, найди своих предков!"
Важность знания истории рода и шежере подчеркивали башкирские просветители Мухаммад-Али Чукури и Мухаметсалим Уметбаев, Ризаитдин Фахретдин. В одной из статей нашего канала мы приводили пример из юридической практики правоприменения шежере в восстановлении вотчинных прав. О корнях вотчинного права башкир и их связи с шежере - можно прочитать также на нашем канале.