«Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай».
Николай Гумилёв
Знаменитое стихотворение Николая Гумилёва «Заблудившийся трамвай» написано в 1919 году. На тот момент трамваи курсировали по Петербургу уже двенадцать лет, и представить город без этого транспорта было невозможно. Однако появлению трамвая в 1907 году предшествовало несколько важных событий.
Трамвай с электродвигателем
Впервые трамвай был представлен в 1880 году талантливым инженером Фёдором Пироцким. Внешне трамвай ничем не отличался от конки – обычный вагон с империалом. Но снизу, под кузовом, был подвешен электродвигатель, который позволял изобретателю двигать вагон по рельсам без лошади и без локомотива. Экспериментам Пироцкого мешали владельцы конок и нехватка средств – испытания пришлось прекратить. Однако его работой заинтересовались во всём мире. Среди людей, которые проводили встречи с Пироцким, был Карл Сименс. В 1881 году братья фон Сименс открыли в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. А ведь этим городом мог стать Петербург.
По льду Невы
В январе 1895 года трамвай начал курсировать по льду Невы. На подготовку проекта, прокладывание маршрутов и запуск потратили 28 тысяч рублей. «Товарищество для эксплуатации электричества М. М. Подобедова и К» проложило по льду три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской и Суворовскую площадь с Выборгской стороной.
С наступлением постоянных заморозков и образованием толстого льда укладывались шпалы и рельсы. Контактный провод натягивали на деревянные столбы, вмороженные в лёд. Все линии были однопутными. А для поездок в двух направлениях предусмотрели разъезды.
Ледовый трамвай разгонялся до 20 километров в час и был альтернативой другим способам передвижения. Стоимость проезда была доступна многим петербуржцам – всего три копейки. Ледовый трамвай пользовался популярностью и за сезон перевозил до 900 тысяч пассажиров. Сезон трамвая длился с середины января по середину марта. За эти годы ни один трамвай не провалился под лёд.
Владельцы конки в очередной раз не потерпели конкуренции и подали в суд на Городскую управу, обвинив её в нарушении действия договора, однако судьи решили, что условия документа распространяются только на улицы Петербурга и не касаются водных путей.
Просуществовал ледовый трамвай в Санкт-Петербурге 15 лет, до зимы 1910 года.
Долгожданный запуск
Электрический трамвай появился в городах России в начале XX века, и везде его появлению предшествовали бурные дебаты в городских думах. Введение трамвая было связано с крупными капиталовложениями на сооружение электростанций, сети проводов, постройку трамвайных депо, на закупку подвижного состава, обучение персонала и т. д. Кроме того, трамвай сокращал клиентуру конного транспорта, а в числе заседателей Думы находились и извозопромышленники, которым это было невыгодно.
Наконец, трамвай впервые вышел на улицы города 29 сентября 1907 года. Вагон представлял собой полуоткрытую площадку, разделённую на две части – для пассажиров второго и первого классов. Вдоль стен стояли скамейки, на которых могли уместиться по 12 человек. Билет в первый класс стоил пять копеек, во второй – три копейки. Однако с 1908 года второй класс ликвидировали, плата за билет стала одинаковой – пять копеек за каждый тарифный участок.
Трамвайное движение начиналось в 7:30 и заканчивалось в 23:00. Сотрудники трамвая – Вагоновожатый и кондуктор имели тяжёлые условия работы. Водителю приходилось всю смену стоять на ногах, так как к тому времени ещё не было разработано водительское кресло, а кондуктор находился либо на задней площадке, либо на подножке вагона. К тому же в течение всей смены они не имели возможности согреться – площадки вагонов были открытыми.
К 1914 году трамвай уже ходил почти по всем основным улицам города; он появился на Лиговском проспекте, улице Восстания, набережной Обводного канала, улицах Кирочной, Захарьевской, Шпалерной, Тверской, Некрасова и некоторых других. Была электрифицирована и модернизирована линия паровика на Большом Сампсониевском проспекте.
Трамвайное движение на улицах города стало причиной появления новых специальностей. Так, например, была введена должность «болтило» – его работа заключалась в том, чтобы разъединять и соединять болты, которыми крепились рельсы на разводных пролётах мостов. Популярной была работа «метельщика» – они занимались тем, что мётлами и скребками очищали рельсы. Одной из самых традиционных транспортных специальностей была профессия «стрелочника». В любую погоду эти рабочие сидели на перекрестках, переводя трамвайные стрелки.
С началом Первой мировой войны развитие трамвайной сети замедлилось из-за удорожания топлива и нехватки ремонтного персонала. В результате выпуск трамваев на линии сократился, а проезд подорожал.
К концу 1980-х годов трамвайная сеть Ленинграда стала самой большой в мире и была включена в книгу рекордов Гиннесса.