Обещал сердить вас цитатами из юбиляра Достоевского. Ну и начинаю. Вот что писал Достоевский о российских либералах XIX века, обижавшихся, что русский народ не хочет восстать и свергнуть власть.
Достоевский. Дневник писателя. 1873.
«К русскому народу они питали одно лишь презрение, воображая и веруя в то же время, что любят его и желают ему лучшего. Они любили его отрицательно, воображая вместо него какой-то идеальный народ, каким бы должен быть, по их понятиям, русский народ. Этот идеальный народ невольно воплощался тогда у иных передовых представителей большинства в парижскую чернь девяносто третьего года. Тогда это был самый пленительный идеал народа».
А это картина Михаила Нестерова «На Руси. Душа народа». Написана в 1916-м, представлена публике в январе 1917-го, то есть буквально за три недели до начала революционных потрясений. Рассмотрите эту картину. На ней изображены не только Царь и Патриарх, солдат-инвалид, сестра милосердия и юродивый. Справа – вполне конкретные русские мыслители, властители дум Достоевский, Соловьев, Толстой. А за Достоевским – его персонаж «русский инок» Алеша Карамазов.
Вот это народ Достоевского и Нестерова. Не бунтующий, но ищущий единения и идущий к Богу. Это точно не парижская чернь девяносто третьего года.
А впереди – мальчик. Он, по признанию самого художника, выражает цитату из Евангелия «Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети». Но он же символизирует необходимость бороться за молодежь, за будущее России. Если молодежь пойдет не к Богу и единству народа, а к идеалам свободы, которые несут ветры из Европы, быть беде.
Согласен, что это тоже идеальный народ. Таким его хотели видеть Достоевский и Нестеров. И да, это и мой идеал. Я мальчиков вот туда и стараюсь направить. Без оговорки, что онижедети и что им на этом основании можно и нужно нарушать закон и бузить против государства. Нельзя и ненужно. Не наше это.
И река на картине, конечно, Волга. Она тоже часть души России.