«Взойти на сцену»… Это стихотворение Белла Ахатовна Ахмадулина написала в 1973 году. Его воспринимаю не иначе, чем как гимн всех творческих людей.
С первого взгляда может показаться, что заголовок не соответствует тексту:
Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.
О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове
взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и обратится в грязь.
Мне кажется, лирическая героиня передает свои эмоции от встречи с читателями. Она иная, не от мира сего, а они приземленные и неодухотворенные люди. Возможно, на встречу их привело любопытство, компания, желание увидеть знаменитость.
Ей же, вроде бы, легко взойти на сцену и прочитать свои стихотворения. Так ли это? Нет. Не выйти на сцену, а взойти. Почему? Сцена – не пьедестал, но возвышает над зрителем. Это своего рода лобное место, откуда поэт имеет право говорить только правду и ничего кроме правды… А еще всегда есть сомнение: открывать ли публике свою душу? Поэту трудно читать, потому что это обнажать свои чувства, мысли, настроения нелегко.
Меня трогает сравнение «как ожог, вниманье ваших глаз». Да, глаза незнакомой аудитории непредсказуемы, а поэт тонко чувствует смену настроений: недовольство, непонимание, равнодушие, снобизм…
А человек, читающий стихи, беззащитен. Всегда. Даже если это актер, читающий чужие произведения. А свои читать во сто крат сложнее.
Жаль, что не все мысли поэта найдут признание и понимание. Возможно, его голос, упав в ноги толпы, умрет, обратится в грязь, растает без труда. Это очень тонкая развернутая метафора.
Вторая часть произведения такая:
Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь
явиться на помост с больничной простыни.
Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!
О, кто-нибудь, приди и время растяни!
По грани роковой, по острию каната-
плясунья, так пляши, пока не сорвалась.
Я знаю, что умру, но я очнусь, раз надо.
Так было всякий раз. Так будет в этот раз.
Это мольба, обращенная к единомышленнику, к тому, кто знает поэта, кто с ним на одной волне, кто понимает его душу. Даже одно открытое сердце, один непредвзятый взгляд, одно теплое слово поддержки может окрылить исполнителя, вселить в его душу веру в творческие силы, подарить вдохновение и счастье узнавания и понимания.
Читая каждое новое произведение, лирическая героиня чувствует смерть и возрождение. Почему смерть? Потому что ужас волнения напрягает нервы, вызывает дрожь в голосе, «ужас в лопатках»… А вот дружески-открытые улыбки, кивки головой, аплодисменты, пусть редкие – это воскресение поэта. Лирическая героиня словно выходит из транса строк и так происходит не один раз за этот поэтический вечер, а многократно.
Мнения, настроения толпы изменчивы, поэтому она чувствует себя канатной плясуньей, которая балансирует на волоске жизни и смерти, признания и осуждения… И только мастерство способно довести ее до конца этой нелегкой тропы «по острию каната».
Заключительная часть звучит так:
Исчерпана до дна пытливыми глазами,
на сведенье ушей я трачу жизнь свою.
Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале –
Себя не сохраню, его не посрамлю.
Измучена гортань кровотеченьем речи,
но весел мой прыжок из темноты кулис.
В одно лицо людей, все явственней и резче,
сливаются черты прекрасных ваших лиц.
Я обращу в поклон нерасторопность жеста.
Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.
Достанет ли их вам для малого блаженства?
Не навсегда прошу – пускай на миг, на миг…
Для кого она жила на сцене, кому дарила эти филигранно выстроенные строки. Конечно, ему. Любимому. Зрителю, что дороже всех, кто подарил эти незабываемые эмоции, отраженные в стихотворении. А «пытливые глаза» зрителей пытались прочесть и его реакцию на эти строки, вынутые из самого сердца.
Внешне ее выход на сцену может казаться легким и беззаботным, почти ка прыжок балерины из темноты кулис, а внутренне напряжение героини передает сильная метафора: «измучена гортань кровотеченьем речи». Да, для публики – это красивые слова, звучные и изысканные, а для нее – боль прожитых обид, горе разлук, чудо встреч… Море эмоций, что вынес прибой с самого дна души».
И все-таки в последней строфе, мне кажется, лирическая героиня думает о зрителе, желает, чтобы он, прикоснувшись к прекрасному, хоть на миг ощутил блаженство… В этом и есть истинная цель искусства – преображать мир, делая его лучше, открывать людские души красоте и добру.
Пусть эти строки Ахмадулиной станут светлым маяком на вашей дороге жизни. Пусть они светят и греют.
Какая строчка стихотворения тронула вашу душу?
До новых поэтических встреч на канале «Фильмокнижие»