Найти тему
Art will go on

Кого, помимо Христа и Крестителя, изображают на иконах Крещения

Крещение Господне – древний христианский праздник, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. Крещение иначе называют Богоявлением, потому что это событие ознаменовалось явлением всех трех лиц Святой Троицы. Бог Сын принимает крещение от Иоанна Крестителя, Святой Дух нисходит на Христа в виде голубя, а с небес раздается глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).

Баптистерий православных. Равенна. 5 в.
Баптистерий православных. Равенна. 5 в.

Иконография праздника Крещения складывается в эпоху раннего христианства, со временем претерпевая некоторые изменения: это связано с осмыслением творений Святых Отцов и особенностями литургической практики.

Государственный Русский музей. 1408 г. Фото: icon-art.info
Государственный Русский музей. 1408 г. Фото: icon-art.info

В композициях Крещения Христос изображается стоящим в воде без одежд. На скалистом берегу Иордана справа от Христа стоит Иоанн Предтеча и возлагает руку на Его голову. Креститель всегда расположен чуть выше – это говорит о смирении Христа, ровно как и Его склоненная голова говорит о покорности воле Бога Отца. На Христа с неба нисходит Святой Дух в виде голубя. Такая лаконичная композиция определятся краткостью рассказов евангелистов. В памятниках 4-6 вв. Христос изображается в виде юноши, что противоречит евангельскому рассказу. Христос крестился в 30-летнем возрасте, а зрелого мужчину следовало изображать с бородой. Однако такое несоответствие евангельскому тексту объясняется тем, что христиане воспринимали крещение как второе рождение (новокрещенных называли детьми независимо от возраста). В более поздних памятниках Христос изображен с бородой и длинными волосами в образе так называемого «средовека».

Монастырь Хосиос Лука в Фокиде. 11 в. Фото: icon-art.info
Монастырь Хосиос Лука в Фокиде. 11 в. Фото: icon-art.info

Над головой Христа изображается сегмент неба, из которого в виде голубя на Него нисходит Святой Дух. На некоторых мозаиках, миниатюрах и иконах сверху изображается благословляющая десница Бога Отца, символизирующая глас с небес.

Палатинская капелла.12 в
Палатинская капелла.12 в

В Евангелии не упоминается, что при Крещении присутствовали ангелы, однако начиная с 6-7 вв. в композиции Крещения стали добавлять их фигуры. Ангелы стоят на берегу Иордана по другую сторону от Иоанна Крестителя. В руках они держат полотенца, чтобы после Крещения вытереть тело Христа. Помимо ангелов сцены Крещения могут дополняться фигурами людей, которые принимают крещение или наблюдают за происходящим с берега.

15 в. Благовещенский собор Московского Кремля. Фото: icon-art.info
15 в. Благовещенский собор Московского Кремля. Фото: icon-art.info

В сценах Крещения уровень воды в реке бывает разный. На большинстве памятниках вода доходит Спасителю до плеч. Это соответствует особенностям обряда: когда Иоанна крестил, то погружал человека в воду полностью. Но, к примеру, на мозаике Христианского баптистерия в Равенне Христос стоит в воде по пояс, а Иоанн льет воду Ему на голову. Такой тип Крещения также практикуется у христиан.

Во многих композициях Крещения можно увидеть фигуры обнаженного седовласого старца и женщины, уплывающей от Христа верхом на рыбе. Старец – это персонификация реки Иордан, женщина – персонификация моря. Эти персонажи появились на памятниках искусства благодаря строкам из 113 псалма: «Море увидело и побежало, Иордан обратился назад».

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 12 в.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 12 в.

В водах Иордана нередко изображали рыб. Образ рыбы со времен ранних христиан имел важное значение. Слово «рыба» – по-гречески Ίχθύς – монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных букв «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Также рыба – это символ души, а еще – неофитов, готовящихся принять крещение.

Церковь Богородицы Паммакаристы. Стамбул. 14 в. Фото: icon-art.info
Церковь Богородицы Паммакаристы. Стамбул. 14 в. Фото: icon-art.info

Иконописцы в 11-12 веках в композиции Крещения вводят элементы, напоминающие о Рождестве, погребении Иисуса Христа и Сошествии во ад. На фреске Спасо-Мирожского монастыря в сцене Крещения пейзаж изображен условно. Берега реки смыкаются за спиной Христа, образуя грот. Христос как бы выходит из пещеры. Это отсылает зрителя к сценам Рождества и Воскресения. Грот похож и на вифлеемскую пещеру, где Христос родился, и на погребальную пещеру, из которой Он выходит воскресшим. Также с погребением ассоциировались изображения Спасителя, полностью погруженного в воду. На фреске Крещения в сербском монастыре Грачаница подножие Христа напоминает попираемые врата ада.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь на мой канал об искусстве. Также читайте мой телеграм-канал.