Сегодня видел сцену в магазине-пекарне. Девушка-продавщица приготовила девушке-покупательнице кофе, булочки, и у них произошло непонятное мне разногласие с оплатой, во время которого у продавщицы проскользнула одна не совсем учтивая фраза. Покупательница сразу всё бросила, не стала ничего оплачивать, сказала что-то вроде: «Ешьте сами!»,- и ушла.
У продавщицы от обиды начали дрожать руки, видно было, что ей больно, и что она, в сущности, вежливая, доброжелательная девушка, просто неучтивые слова проскользнули у неё из-за возникшего трения и небольшого недостатка в культуре речи. И зачем её надо было обижать? Надо было сдержаться, чтобы не увеличивать количество боли в мире.
По своему опыту замечаю, что люди становятся более колючими, менее вежливыми.
Вот, например, бывает, что скажешь продавщице «Здравствуйте!», а она посмотрит на тебя, и ничего не скажет в ответ. Это обидно. Уже приучили в супермаркетах здороваться со всеми кассирами, и этот обычай как-то распространился у меня на всех продавцов. Ну, ладно – не хотите вы здороваться сами – ваше дело, ведь это сильно эмоционально затратно здороваться с каждым покупателем. Но если с вами поздоровались, то всё же надо ответить, иначе это невежливо.
Придёшь в другой раз в тот же магазин – и снова поздороваешься. И уже та же девушка ответит… А есть и такие, глядя на которых понимаешь, что и первая попытка поздороваться была ошибкой…
Но невежливость – это только вершинка айсберга.
Сейчас происходит явная деградация общества вследствие атаки врагов России в направлении разложения в нашем народе силы духа, нравственности, коллективизма. И так получается, что многие из нас вследствие этого уже частично или полностью утратили какие-то нравственные качества, и теперь иногда не ведают, что творят, или всё понимают, но ничего не могут с собой поделать.
Вот я, например, всегда был и есть противник матерных слов, никогда в детстве и в юности в речи их не употреблял. Но поработал долгое время сантехником, и после того, как в моей жизни произошли очень тяжёлые для меня события, во время гнева, раздражения стал говорить эти плохие слова против моей воли, и ничего не могу с этим поделать – они вылетают автоматически. Потому что страшная жизнь рождает страшные слова. Видимо, этим Бог научил меня немного терпимее относиться к матершинникам, с некоторым пониманием этой слабости – чтобы я не был порой слишком категоричным, осуждая их. Потому что эти грубые слова, видимо, порождены у них грубой жизнью.
Может быть, если жизнь у людей будет не такая плохая – то и слов плохих у них будет меньше? И иногда надо постараться не осуждать, а помогать, если можно помочь.
И наши близкие родственники не топят нас, когда мы делаем что-то подобное, но, наоборот, стараются нас поддержать, понимая, что мы кричим от внутренней боли, и что нам надо помочь выстоять, а не топить нас.
Так вот, думается, иногда надо немного терпимее относиться и к людям, которых мы не знаем, но с которыми нас ненадолго где-то сводит жизнь – «с терпеньем близких родственников наших» (Ю. Визбор).
Господь говорит нам о том, что надо любить ближних. Но, как я понял из Его же слов – не всякий человек – это наш ближний, и, видимо, не всякого надо любить (я об этом немного порассуждал в статье «Не всякий человек – ближний, которого надо любить…» https://zen.yandex.ru/media/id/5d380bd46c300400ae02fb6a/ne-vsiakii-chelovek--blijnii-kotorogo-nado-liubit--no-gospod-povelevaet-solncu-svoemu-vshodit-nad-zlymi-i-dobrymi-mf-545-5f5f8aef5622142b93cb7192). Но всё же, наверное, все мы немножко друг другу ближние уже хотя бы потому, что мы все вместе создаём друг другу коллективную безопасность, коллективное благо (если не говорить о явных упырях, идущих против общества). И поэтому, всё-таки, изначально в нас должно быть немножко любви друг к другу, благожелательности и немножко терпения (если они в процессе общения не будут грубо растоптаны). И если ближний ляпнул что-то не то, не подумавши или против своей воли, то иногда нужно это стерпеть и ответить на колкость благожелательностью.
Думается, как раз о подобных случаях Иисус Христос говорил, что если нас ударили по левой щеке, то нужно подставить правую. Не всегда так надо делать, и на кулак нужно отвечать кулаком, а на удар меча – мечом. Но что-то ближнему нужно и прощать – прощать слабости, которых и у нас самих ведь много, наверное. И не увеличивать количество зла и боли в мире, отвечая ударом на удар, но стараясь «побеждать благим злое» (Апостол Павел ( Рим.12:21)).
Хотя ясно, что не всегда это можно сделать, и иногда нужно уйти от плохого человека, а иногда драться с ним, если это агрессивный злодей...
Наши враги хотят, чтобы все мы жили по принципу «Человек человеку волк». Помните, как нам по Первому каналу в передачах «Слабое звено» и «Последний герой» вдалбливали, что слабый должен умереть, что каждый должен быть сам за себя? Ведь, я так понимаю, в этом шоу «Последний герой» ты никак не сможешь стать этим «последним героем», если остальные не будут выбиты из игры, и поэтому надо своих товарищей подставить или, по меньшей мере, желать им поражения? Если все остальные «погибнут», то только тогда ты победишь. Дьявольская выдумка. Хотят, чтобы мы все были волками друг другу, и чтобы они нас всех поодиночке перебили. А нам надо всё же стараться быть братьями и сёстрами, друзьями, товарищами, чтобы было по-суворовски: «Полк – подвижная крепость: дружно! плечом к плечу!– и зубом не возьмёшь!» И если у нас какие-то слабости, то нужно стараться не топить друг друга, а помогать друг другу стать лучше и сильнее.
«Мы шли к любви и милосердью в немилосердной той войне» (песня из фильма «На всю оставшуюся жизнь»). А сейчас, я так понимаю, идёт война – против российского, советского народа.
На нас извне наступает зло, а мы же советские, российские люди – мы за добро. Значит, надо стараться быть добрыми – к своим, по крайней мере. А с врагами разговор особый.
Чепиков Максим Владимирович
18.01.2021 г.