Найти тему
Мир в красках

Тонкости работы акварелью

Акварель- техника довольно прихотливая, требует аккуратности и владения определенными навыками.

Любит воду и накладывается прозрачными слоями. Поэтому для неё нужна специальная бумага, которая впитает лишнюю влагу и "стерпит" исправление ошибок.

Бумага разнообразной плотности и фактуры подходит для разных задач.

Плотность измеряется в граммах на квадратный метр и от неё во многом зависит качество рисунка. Далеко не на всех папках и планшетах проставлены цифры плотности, в таком случае, свойства бумаги можно оценить визуально, на глаз.

Папки для акварели с маркировкой плотности.
Папки для акварели с маркировкой плотности.

Бумага плотностью 200g/m в квадрате самая универсальная.

Более тонкая и гладкая, меньшей плотности- 160-180 g/m будет деформироваться и, после нескольких прикосновений по одному и тому же месту мокрой кистью, пойдёт катышками. Она подходит для работы аля прима по мокрой бумаге, когда нарисовать нужно за один присест, не дожидаясь, когда высохнет краска, да ещё и без исправлений.

Акварель по-мокрому в технике аля прима.
Акварель по-мокрому в технике аля прима.

В этом случае перед рисованием бумагу стоит приклеить к поверхности стола малярным скотчем или водой, хорошо намочив лист с двух сторон.

Плотная(от 200 граммов на квадратный метр), не сильно зернистая бумага подходит для многослойной живописи, когда последовательно накладывают множество прозрачных слоев краски в технике лессировки (от нем. Lasierung- глазурь). Так, например, создают натюрморты с тщательной проработкой светотени, фактуры поверхностей и тканей.

С. Андрияка "Натюрморт с фруктами". Фото из интернета.
С. Андрияка "Натюрморт с фруктами". Фото из интернета.

Приём отмывки- выбирание полусухой чистой кистью жидкого красочного пятна- используют для высветления и создания бликов на световой части предметов, или чтобы убрать ненужные затёки, исправить ошибки.

Акварель не терпит грязи, поэтому не все цвета можно соединять между собой. Больше 3 цветов лучше не смешивать.

Акварелью создают портреты и пейзажи сухой кистью из щетины. Растушёвывают тончайшие слои краски, передают светотень, силуэты трав, деревьев, шерсть животных.

Травы на первом плане в технике "Сухая кисть".  Нарисовано юной художницей изостудии "Волшебная кисть"по мастер-классу из интернета.
Травы на первом плане в технике "Сухая кисть". Нарисовано юной художницей изостудии "Волшебная кисть"по мастер-классу из интернета.

Приёмы "по-мокрому" и "по-сухому" часто используют в одной работе.

Эффектные акварели получаются с применением крупной соли или сахара по влажному красочному слою.

Соль "съедает" лишнюю влагу и  оставляет красивые разводы. Работа из личного архива.
Соль "съедает" лишнюю влагу и оставляет красивые разводы. Работа из личного архива.

А можно сочетать акварель с парафином, восковой пастелью( мелками). По основным элементам, кое-где по теням пройтись восковыми материалами, фон залить акварелью.

Здесь масляная пастель сочетается с акварелью. Фото из личного архива.
Здесь масляная пастель сочетается с акварелью. Фото из личного архива.

В последнее время художники любят прибегать к помощи маскирующей жидкости. Чтобы случайно не закрасить белые места( крапинки, пятнышки, блики и т. д.), на них сначала наносят резерв- маскирующую жидкость. Но надо сказать, что смотрятся эти места довольно резко.

Спасибо, что дочитали статью. Рада, что кому-то оказалась полезной.
Подписывайтесь, пожалуйста на мой канал. Впереди много интересного.