Найти тему

Важнейшее из искусств: что смотрели в синематографах 100 лет назад, или от "Волги" до "Руси" всего один шаг!

Пожалуй, равным театру по посещаемости и не менее востребованным массами горожан 100 лет тому назад был иллюзион, электротеатр, синематограф! Речь, как вы уже догадались, о кинотеатре. Билеты на киносеансы стоили ещё дешевле театральных и кино также отвлекало от тягот ежедневного бытового неустройства.

Во всей Российской империи с учётом Польши в 1913 году было 1412 кинотеатров, в 1916 – уже, по разным оценкам, от двух до четырёх тысяч. В столицах накануне революции 1917 г. количество киноцентров было таковым: Петербург – 134, Москва – 67.1 В городах провинции процесс появления кинозрительных залов шёл гораздо медленнее. 1-й стационарный электротеатр «Горн» в Ярославле появился лишь в 1911 г. (угол ул. Власьевская и Духовская, архитектор Г.В. Саренко). Всего же к 1917 году в Ярославле насчитывалось девять кинотеатров.2

В середине февраля 1918 г. в Костроме были национализированы имевшиеся в наличии 2 кинематографа: «Пале» (бывший Пале-театр С.К. Бархатова, здание сохранилось на ул. Чайковского, бывшей Ильинской) и «Современный» (памятник эпохи модерна не сохранился; его открыл в 1910 году на противоположной стороне Ильинской улицы купец-старообрядец М.С. Трофимов; между прочим, он - основатель 1-го костромского киноателье/киностудии "Русь" в 1915 году - прародителя знаменитой Киностудии имени Горького в Москве!!!). Они же были единственными функционирующими в последующие годы гражданской войны. На город с населением 75-80 тысяч человек (с учётом гарнизона и эвакуированных…) двух кинематографов явно не хватало. Ежедневно до 23.00 у касс выстраивались «хвосты» очередей любознательной публики. Любопытна статистика по посещаемости синематографа в Костроме. Если в 1918 г. за 245 рабочих дней в кино побывали 434100 чел. (выручка с билетов составила 1,4 млн. р.), то в 1919 за 265 рабочих дней кинотеатры посетили 605835 чел.(4,2 млн. р. с билетов).3Получается, что в 1918 г. в среднем каждый костромич посетил кинотеатр 5-6 раз, а в 1919 г. - уже 8-10 раз.

Пале-театр в Костроме на ул. Чайковского. Постройка 1912-1913 гг., архитектор Горлицын.  В советские  годы - кинотеатр Художественный.
Пале-театр в Костроме на ул. Чайковского. Постройка 1912-1913 гг., архитектор Горлицын. В советские годы - кинотеатр Художественный.

-3
-4

В Ярославле ситуация выглядела похожим образом. Хотя кинотеатров здесь было гораздо больше: «Рекорд» (Советский кинотеатр №1, летний на Первомайском Бульваре), «Аквиль» (советский кинотеатр №2, на Варваринской ул.), «Кино-Арс» (советский кинотеатр №3 на Власьевской), «Триумф» (советский кинотеатр №4), «Забава» на Пролетарской ул., «Волшебные грёзы» (на Власьевской, в доходном доме колбасного короля Ярославля Григория Либкена; он же на 2 года раньше костромского конкурента Трофимова основал в Ярославле киностудию "Волга" в 1913 году; после революции 1917 года эмигрировал), «Восторг», «Горн» и др. Каждый день, кроме понедельника (к слову сказать, тогда же был выходной у периодических печатных изданий), с 18.00 у кинозалов собирались толпы взрослых и детей. Безусловно, не хватало дневных детских сеансов. Неизменным явлением были очереди у кинотеатров в праздничные дни.4 Появлялись и новые киноточки. Например, председатель ярославского горисполкома Попов разрешил сделать киноустановку для 1 социалистического полка в бывшем Кадетском корпусе на нынешнем Московском проспекте (тогда ещё - Большая Московская улица, а с мая 1918 - улица Железнодорожного Всевобуча!) в марте 1918 г.5

В обеих столицах кино пользовалось не меньшим спросом у публики, нежели в провинции. Например, в Москве 7 июля 1918 г., в разгар подавления восстания левых эсеров, обыватели совсем не замечали это «заурядное» событие. Многие из них, как обычно, заполняли до отказа столичные кинотеатры.

Подобная картина чрезвычайной популярности иллюзионов наблюдалась в Москве в мае 1919 г. Кинематографы были заполнены зрителями «битком». Билеты стоили 5-10-15 р. В августе 1920 г. разброс цен на билеты в кино был достаточно велик: 50-450 р. Зарплата на тот момент у среднего советского служащего Окунева составляла 36000 р. в месяц.6

Билеты в кино, ориентировочно, стоили в три раза дешевле театральных. Возможно, поэтому кино было гораздо более востребовано рабочей молодёжью, чем театр. По данным на начало 1920–х годов кинотеатры Петрограда посещали 70% рабочей молодёжи, а драматические театры – всего-навсего 10%.7

Номинальная национализация кинематографов для «разумных и здоровых развлечений» в Ярославле произошла 5 марта 1918 г., в Костроме в середине февраля 1918 г. Фактическая же муниципализация кино случилась в начале октября 1918 г. Вот, что писали ярославские «Известия» по данному поводу в статье «К реорганизации кинотеатра»: «Примеру Москвы собираются последовать и у нас – и здесь теперь также на очереди реорганизация кинотеатра. Репертуар будет взят под контроль, причём без разрешения заведующего кинематографической секцией не может идти ни одна лента…по возможности с экрана должно изгоняться всё лубочное, грубое, шаблонное и заменяться лентами, имеющими действительную художественную и идейную ценность. Если удастся – картины научные и исторические будут сопровождаться лекциями».8

Сотрудники бывшего киноателье Григория Либкена "Волга",сменившего названия на "Ярославскую кинофабрику"! В центре в кепке, с усами и неизменной папиросой сидит молодой Пётр Васильевич Мосягин - известный ярославский художник, фотограф, кинооператор!
Сотрудники бывшего киноателье Григория Либкена "Волга",сменившего названия на "Ярославскую кинофабрику"! В центре в кепке, с усами и неизменной папиросой сидит молодой Пётр Васильевич Мосягин - известный ярославский художник, фотограф, кинооператор!

Не удалось. Это решение оставалось на бумаге, поскольку собственная киноиндустрия в стране Советов в те годы фактически не функционировала. Анализ репертуара кинолент показывает насколько не получилось развлекательный кинематограф перековать в идеологический. В провинциальных, да и в столичных городах, экраны были заполнены кинолентами самых разнообразных жанров, но отнюдь не революционными картинами.

«На киносеансах продолжали демонстрироваться, увы, в основном американские боевики и русские мелодрамы»,- писал о состоянии кинопроката весной 1918 г. в Ярославле служащий ЯБМ П.А. Ермолин.9 Названия кинолент подтверждают его оценку: художественный фильм Ханжонкова «Поэт и павшая душа», мелодрама «Слёзы бедных матерей» с участием Сары Бернар, «Человек у решётки», «Таинственная шайка «Паника», «Товарищ Елена» с Юреневой, «Величие души», «Сигара виновата», «Исследователь Тото», историческая картина «Рыцарь красного замка». Заметным явлением была так называемая «пинкертоновщина». Из этой серии огромным успехом у публики пользовался игровой приключенческий фильм «Таинственный ключ». Ярославские «Известия» то и дело обрушивались с критикой на кинотеатры. В картинах «нет ни здравого смысла, ни пищи для души»,- писалось в одной из статей.10

Других картин не было. Именно такой репертуар удовлетворял вкусам горожанина. К тому же, кино приносило доход государству. Ситуация устраивала и государство и обывателя. Кино оказалось гораздо доступнее театра и проще для восприятия. Если до революции кино считалось «плебейским» искусством и способом отдыха, то в изучаемое время, провозглашённое «важнейшим из искусств», привлекло в зрительные залы и интеллектуальные слои общества, в частности студенчество.11

Театр же, наоборот, как отмечалось, из удела избранных стал общедоступен. Кино в ещё большей степени, нежели театр можно рассматривать не только как способ релаксации, но и как возможность уйти от действительности (ретритизм).

1 Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма/ Пер. с нем. Ирины Карташёвой. Спб., 2000. с. 214, с. 218.

2 В сабельном походе. Ярославль, 1972. с.130.

3 Красный мир. Орган Костромского губернского Исполнительного Комитета советов и губернского Комитета РКП(б). 1920. 29 февраля. ГАНИКО. Ф.Р-383.Оп.1.Д.44. л. 257. ГАКО. Ф.Р-7.Оп.1.Д.68. л.67.

4 Известия ярославского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1921. 4 января.

5 ГАЯО. Ф.Р-180.Оп.1.Д.318.л. 419.

6 Окунев Н.П. Указ. Соч. с. 197, с. 264, с. 369, с. 373.

7 Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930 годы. Спб., 1999. С. 245.

8 Ярославль социалистический…с. 29. Известия ярославского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1918. 2 октября. Там же. 1918. 3 октября.

9 Ермолин П.А. Боевой восемнадцатый год. Ярославль, 1984. С. 56.

10 Известия ярославского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1918. 29 сентября. Там же. 1918. 11 октября. Там же. 1918. 20 октября. Там же. 1918. 25 октября. Там же. 1918. 17 декабря. Там же. 1919. 15 августа. Там же. 1920. 21 августа.

11 Марков А.Р. Что значит быть студентом: Работы 1995-2002 годов. Предисл. А. Дмитриева. М., 2005. с. 84, с. 125-126.