Планируя и организовывая торги, заказчики готовят большой пакет документов: план-график, проект контракта, расчет НМЦК, ТЗ, обоснование закупки, сметы и т.д.
Сегодня рассказываем о таком документе, как извещение о проведении мероприятия, которое еще до осуществления самой процедуры публикуется в ЕИС и доступно к просмотру не только потенциальным участникам, но и всем заинтересованным лицам.
Этот документ регулируется нормами статьи 42 ФЗ № 44 «О контрактной системе…», в которой изложены требования к его содержанию. В частности, в данной статье перечислены 12 пунктов, которые при необходимости заказчики должны прописывать в тексте извещения: от наименования заказчика до авансирования, если оно предусмотрено контрактом.
Отдельно поговорим о том, нужно ли заказчикам готовить извещение для закупок у единственного поставщика. Сразу скажем, что такая необходимость отпала почти 2 года назад. Оснований для проведения закупки у единственного поставщика – 56, но ни по одной из них составление извещения не требуется.
Также рассмотрим, какая ответственность предусмотрена для должностных и юридических лиц, если документ был составлен неправильно или не соблюдены сроки по его публикации.
Что обязывает заказчиков готовить извещение о проведении закупки?
Все заинтересованные в тех или иных торгах лица вправе заранее ознакомиться с предстоящей процедурой. Статья 42 44-ФЗ говорит об обязательности формирования извещения заказчиками и размещения его в Единой информационной системе, чтобы оно было доступно к просмотру всем потенциальным исполнителям.
Извещение – это документ о закупке, составленный в соответствии с требованиями контрактного законодательства, который содержит в себе сведения, указанные в п.1-12 ст.42 44-ФЗ. При подготовке извещения, государственные и муниципальные заказчики должны руководствоваться положениями данной статьи.
Если при проведении процедуры необходимо установить критерии к некоторым категориям участникам, то они также отражаются в извещении. Например, торги планируются только для представителей СМП и СОНКО, значит, эти параметры будут прописаны в документе.
Из 12-ти пунктов ст.42 самым обширным является пункт № 2, в нем перечислены основные сведения, которые должны быть указаны в извещении. А пункт № 4 дает право заказчикам устанавливать ограничения в отношении потенциальных исполнителей.
Когда формируется документ?
Исходя из положений 44-ФЗ, извещение должно составляться практически в отношении всех закупочных мероприятий, которые проводятся для того, чтобы закрыть потребности государственного или муниципального учреждения и выбрать наилучшего исполнителя контракта.
Извещение готовится при осуществлении электронных конкурентных торгов, предназначенных для реализации нужд государственных и муниципальных заказчиков, если само учреждение получает финансирование согласно положениям Бюджетного Кодекса РФ, а все мероприятия проводятся в соответствии с положениями ч.4-6 ст.15 44-ФЗ.
Статья 42 44-ФЗ не раз изменялась за все время своего существования, поэтому заказчики всегда должны быть в курсе последних изменений и руководствоваться ими при заполнении извещения.
Например, масштабные корректировки названной статьи произошли в 2017 г., когда были изменены пункты 3 и 4, и введены новые пункты № 9-11 (на основании 504-ФЗ от 31.12.2017 г.). А в 2019 г. обновились пункты 2 и 8, и добавлен новый пункт 12 (на основании 71-ФЗ от 01.05.2019 г.).
С извещением, включая и закупочную документацию, участники вправе ознакомиться на официальном Портале бесплатно.
Извещение о проведении конкурентных процедур
Государственные и муниципальные заказчики обязаны проводить конкурентные процедуры, при этом их доля от общего числа закупок должна быть больше, чем у закупок у единственного поставщика. Поэтому конкурентные мероприятия регулируются строже и к ним предъявляются серьезные требования в отношении подготовки извещения.
Назовем, какие сведения должны быть указаны в извещении о конкурентной процедуре:
- информация об учреждении, которое организовывает торги, включая почтовый адрес, фактическое местоположение заказчика, e-mail уполномоченного лица либо директора организации, номер телефона, сведения об ответственном сотруднике, который отвечает за проведение торгов (контрактный управляющий, либо специалист контрактного отдела, либо иное должностное лицо, ответственное за данную закупку);
- краткое описание контрактных обязательств, которые должен будет исполнить победитель торгов;
- адрес места поставки продукции (если предметом контракта является именно ее приобретение), либо место выполнения работ или оказания услуг, а также время выполнения этапов работы (с указанием графика исполнения), в которые исполнитель должен уложиться;
- если предметом контракта является товар или услуга, стоимость которых суммируется из частей, указанных в размере цены, то нужно прописать также и цену единицы товара или услуги, а также выполняемой работы(в качестве примера можно привести работы по технической эксплуатации объекта и возможному ремонту техники, оказанию услуг связи, а также юридических, методических, медицинских, транспортных услуг и т.д.);
- начальная максимальная цена контракта (НМЦК), рассчитанная для конкретной процедуры;
- сведения о госучреждении, которое финансирует данную закупку(при необходимости) либо ссылка на тот уровень бюджета, откуда заказчику перечисляются денежные средства на проведение торгов;
- сведения о том, как и в какие сроки будет произведена оплата за поставку продукции или выполненные работы и услуги(если речь идет о контракте, который исполнялся в несколько этапов, и каждый из этих этапов принимался отдельно). В этом случае алгоритм расчетов с поставщиком и результаты работы должны быть прописаны в документе;
- идентификационный код закупки. Эта необходимость появилась с 1 января 2017 г. и применяется к процедурам, проводимым в рамках ч. 4-6 ст.15 44-ФЗ;
- информация об ограничениях при выборе потенциального исполнителя, и какого рода эти ограничения (если заказчик в документации установил этот критерий);
- наименование электронной торговой площадки (ЭТП), на которой будут проводиться торги;
- название электронной процедуры, которую заказчик выбрал для определения поставщика, а также при необходимости обоснование выбранного способа в соответствии с положениями 44-ФЗ;
- порядок направления заявок участниками и сроки их подачи;
- информация об обеспечении заявки, которую должны перечислить участники, если эта обеспечительная мера предусмотрена закупкой;
- информация об обеспечении исполнения контракта (ОИК) с разъяснениями о порядке и сроках предоставления, а также о пути возврата, если ОИК предусмотрено конкретной процедурой;
- указание категорий участников, для которых предусмотрены преференции, если заказчик принял решение об их предоставлении;
- ограничения допуска товаров, произведенных не на территории РФ, а также в отношении работ или услуг, оказываемых иностранными лицами, если заказчик установил эти критерии. Данные меры помогают сгладить спорные моменты между заказчиком и потенциальным подрядчиком;
- информация об отношении данной закупки к сфере гособоронзаказа по 275-ФЗ, если процедура соответствует таким целям;
- размер аванса, если он предусмотрен контрактом.
Как видим, список сведений, которые нужно указывать в извещении, очень объемный, поэтому заказчик должен собрать пакет документов, который подается вместе с извещением. Так как объем сведений, подлежащих отражению в извещении, достаточно велик, необходимо сформировать также пакет документов, который такое извещение будет сопровождать.
Сопровождающая документация о закупке
Среди сопровождающих извещение документов назовем следующие:
- техническое задание к объекту закупки(заказчик готовит его всегда, независимо от объекта торгов, так как оно должно содержать подробное описание объекта закупки с указанием всех необходимых технических и фактических параметров);
- справка с указанием обоснования НМЦ контракта и применяемых методик расчета и сведения об имеющейся ценовой информации (но без указания источников ее предоставления);
- проект контракта со всеми необходимыми для него приложениями(в нем не заполняется информация о будущем подрядчике и его ценовом предложении).
Если планируемые торги проводятся в рамках ч.5,6 ст.15 44-ФЗ, то заказчик должен приложить копии договоров участия в имеющейся собственности получателя денежных средств из государственного бюджета, а также договоров о приобретении различных объектов капитального строительства.
Сроки и механизмы составления и публикации извещения
Ввиду того что с 1 января 2019 г. все закупки были переведены в электронный формат, заказчики обязаны размещать сведения о каждой процедуре в ЕИС, а операторы торговых площадок размещают их на ЭТП.
Сроки публикации извещения зависят от наименования выбранной электронной процедуры, а также от величины НМЦК. Что это значит?
- для запроса котировок: минимальное время, которое должно пройти с даты размещения до даты истечения срока направления заявок, зависит от того, превышает ли НМЦК сумму 250 тыс. руб. или нет. Если НМЦК не дотягивает до этой цифры, то минимальный срок, который должен пройти от публикации извещения до окончания подачи заявок, будет не менее 4-х дней. Если данный показатель превышен, то минимальный срок увеличивается до 7 дней;
- для электронного аукциона: извещение размещается в ЕИС не менее, чем за 15 дней до истечения срока направления заявок, если НМЦК более 300 млн. руб. и не менее, чем за 7 дней, если НМЦК менее 300 млн. руб. Если речь идет о закупках по строительству, капремонту, реконструкции, сносу, то такой срок должен быть не менее 7 дней при условии, что НМЦК не превышает 2 млрд. руб.
- для открытого конкурса в электронной форме:сроки публикации извещения должны быть не менее 15 дней до даты окончания подачи заявок. При этом НМЦК на эти сроки никак не влияет;
- для запроса предложений: извещение о закупке по данной форме размещается не позднее, чем за 5 дней до даты проведения процедуры. НМЦК на эти сроки также никак не влияет.
Если у заказчика появилась необходимость внести изменения в извещение, и он принял соответствующее решение, то он обязан увеличить срок направления заявок для участников с даты публикации обновленных документов следующим образом:
- для конкурса:с даты размещения отредактированного извещения или закупочной документации до истечения срока направления заявок должно пройти не менее 10 дней;
- для аукциона, если НМЦ контракта не более 300-х млн. руб., то с даты размещения извещения до конца периода подачи заявок должно пройти не менее 7 дней, а если НМЦК превышает 300 млн. руб. – то не менее 15-ти дней.
- для запроса котировок: с даты размещения отредактированного извещения до истечения срока направления заявок должно пройти не менее чем 7 рабочих дней, а при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., не менее чем 4 рабочих дня до даты истечения этого срока.
Для запроса предложений процедура внесения изменений в извещение не предусмотрена.
Публикация изначального и отредактированного извещения происходит в ЕИС и при необходимости на электронной площадке, но только после того, как весь пакет документов был заверен руководителем учреждения или уполномоченным должностным лицом (например, управляющим контрактным отделом).
Изменение и отмена извещения и закупки
Если заказчику потребовалось отменить закупку, то он должен успеть это сделать не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи заявок, если это конкурс или аукцион. И не меньше, чем за 2 дня до окончания времени подачи заявок, если это запрос котировок. Для запроса предложений отмена процедуры невозможна, если извещение уже было размещено.
Алгоритм действий при такой ситуации будет следующим:
- вынести решение об изменении или отмене мероприятия(данное решение потребуется обосновать, чтобы соблюсти нормы контрактного законодательства и не нарушать его);
- подготовить приказ о необходимости внесения корректировок или отмене конкретного мероприятия. Приказ должен подписать директор учреждения или уполномоченный сотрудник;
- направить решения об изменении или отмене закупки в ЕИСв день издания соответствующего приказа;
- уведомить участников о внесенных в документацию изменениях или об отмене торгов;
- внести соответствующие корректировки в извещение и закупочную документацию, соблюдая сроки внесения таких изменений и публикации в ЕИС согласно положениям 44-ФЗ;
- доработать с учетом внесенных изменений план-график, соблюдая сроки контрактного законодательства.
Если внести корректировки понадобилось в результате поступивших разъяснений положений документации о закупке, то заказчик должен сначала обработать поступившее обращение, сформировать на него ответ участнику, задавшему вопрос, и только потом внести нужные дополнения.
Извещение о закупке у единственного поставщика
В настоящее время заказчик не должен готовить извещение о закупке, если проводит «прямое» мероприятие для единственного поставщика. Такие изменения внес 71-ФЗ с 01.05.2019 г., которые сформулированы в ч.3 ст.93 44-ФЗ.
До этого времени в старой редакции закона обязанность заказчика составлять извещение по некоторым процедурам в рамках ч.1 ст.93 была прописана в ч.2 ст.93.
Следует отметить, что в соответствии с действующей версией ч.2 ст.93 заказчик должен проинформировать в течение 1 дня о заключенном контракте с единственным поставщиком в рамках п.6,9,34 и 50 ч.1 ст.93 контрольное ведомство соответствующего уровня (федеральное, региональное, местное). При этом заказчик вместе с уведомлением направляет копию подписанного сторонами контракта и обоснование его заключения.
Ответственность за несоблюдение норм статьи 42 44-ФЗ
Если в ходе проведения мероприятия заказчик неправильно подготовил извещение о закупке или не успел разместить его в предусмотренный для этого срок в ЕИС, то ему грозит ответственность по ст.7.30 КоАП РФ.
Разновидностей штрафов по этой статье несколько, от нарушений в оформлении документа до неразмещения его в ЕИС вовсе. При этом ответственное лицо может быть оштрафовано до 50 тыс. руб., а юридическое лицо – до 500 тыс. руб., в зависимости от категории правонарушения.
Минимальный предел штрафа определяется за позднее размещение документа в ЕИС, когда срок вышел и равняется 3-м тыс. руб. за одно обнаруженное нарушение.
Максимальный штраф в размере 50 тыс. руб. грозит ответственному сотруднику, который опубликовал документ в ЕИС, но не указал это в плане-графике, либо отразил корректировки в плане-графике, но еще не прошли необходимые 10 дней с даты размещения доработанного плана-графика, либо в отношении закупки, в которой были выявлены нарушения, и эти нарушения не были устранены.
По каждой определенной ситуации решение о вынесении того или иного «наказания рублем» принимает надзорный орган в сфере, руководствуясь предоставленными материалами о произведенном нарушении.
Сроки хранения документов о мероприятии
Проверка конкретной закупки, изучение материалов процедуры, поиск правонарушений может занять много времени. Даже если процедура была признана неправомерной, через некоторое время может понадобиться вернуться к ее изучению, чтобы проанализировать другие моменты. В связи с этим законодатели предусмотрели для заказчиков обязанность хранить все материалы о мероприятии, включая и извещения.
Если стоимость закупки не превышает 3 млн. руб., независимо в какой форме она проводилась, то все документы, включая извещение, должны находиться на хранении минимум 3 года. Об этом говорит не только контрактное, но и гражданское законодательство (ст. 196 ГК РФ).
Если НМЦ контракта более 3-х млн. руб., то такая закупка будет считаться особо крупной, и документацию по ней заказчик должен будет хранить минимум 10 лет со дня издания или подписания того или иного документа.
При этом заказчик обязан обеспечить качественное хранение материалов, включая и извещение, как этого требует Минэкономразвития в своих приказах. А согласно приказам Министерства культуры необходимо соблюдать порядок организации архивного дела.
Краткие выводы
Извещение об осуществлении закупки по 44-ФЗ – это документ, в том числе и сопровождающая документация, которые размещаются во всеобщем доступе, чтобы все заинтересованные лица могли узнать о предстоящих торгах, об объекте мероприятия, преимуществах для определенных категорий поставщиков и т.д.
В настоящее время этот документ предусмотрен только для конкурентных процедур и имеет перечень сведений, которые необходимо в нем указывать, и о которых говорится в ст. 42 44-ФЗ.
Для «прямых»/неконкурентных закупок извещение составлять не нужно, это условие закреплено в ч.3 ст.93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика.
Данный документ необходимо готовить с соблюдением правил, требований и сроков контрактного законодательства и размещать его в Единой информационной системе. Если заказчику необходимо внести изменения в извещение и в сопровождающие документы, то он вправе это сделать, продлив сроки проведения закупки согласно 44-ФЗ.
Если при составлении и размещении документа были обнаружены какие-либо нарушения действующего законодательства, то уполномоченный сотрудник или юридическое лицо могут быть оштрафованы в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях.