Найти тему
Kinomania.ru

Рецензия на фильм «Сплит»

Джеймс МакЭвой в фильме «Сплит»
Джеймс МакЭвой в фильме «Сплит»

Трех одноклассниц похищает неизвестный мужчина в сером костюме (Джеймс МакЭвой). Девочки приходят в себя в мрачном подвале, где время от времени их навещает неожиданно доброжелательный похититель. Постепенно школьницы выясняют, что у их обидчика серьезное психическое расстройство — то он приходит в женском платье, то в образе девятилетнего мальчишки, то угрюмого и помешанного на чистоте педанта. Взаимодействуя с разными личинами похитителя, девочка Кейси (Аня Тейлор-Джой) пытается найти способ выбраться из ловушки и позвать на помощь.

Сюжет «
Сплита» основан на знаменитой истории Билли Миллигана, в теле которого уживались целых двадцать четыре личности. Его случай стал настоящим откровением для психиатрии, каждый новый персонаж внутри мужчины не только обладал своими талантами и недостатками, но и менялся физиологически. Главный герой «Сплита» весьма опосредованно связан с фигурой Миллигана, режиссеру М. Найт Шьямалану было гораздо интереснее использовать мотивы диссоциативного расстройства личности в своих чисто авторских целях.

Внутри Кевина разворачивается настоящая «игра престолов»: вытесненные личности строят козни против соседей-узурпаторов, надеясь, хоть на миг завладеть телом и насладиться свободой. И это, отчасти, объясняет, почему в фильме действует от силы пять личин из заявленных двадцати трех. Масштабным психологическим конфликтам в «Сплите» места нет, Шьямалан орудует персонажами Кевина в камерной и очень личной обстановке. Нередко режиссеру приходится жертвовать сюрреалистическим эффектом диссоциативного распада в пользу удачного сочетания напряженного саспенса и легкой иронии над происходящим.

Но главным орудием Шьямалана, определенно, стал Джеймс МакЭвой. Актер очень органично жонглирует ипостасями Кевина: забавно кривляется, сердито хмурится, надувает губы и танцует под Канье Уэста. Настоящая мечта для актера. В каком-то смысле, Шьямалан и МакЭвой саркастично перебирают актерские амплуа, насмехаясь над избитыми голливудскими штампами. Выглядит это любопытно, но сильно мешает бояться Кевина и переживать за здоровье похищенных школьниц, которые, к слову, на фоне МакЭвоя выглядят совсем безлико. Центральная актриса Аня Тейлор-Джой, после недавних готических приключений в отличном хорроре «
Ведьма», явно чувствует себя неуютно в четырех стенах, и проявиться у нее, увы, так и не получится.

Как и в большинстве фильмов режиссера, за простеньким сюжетом «Сплита» кроется не лишенная пафоса история человеколюбия и гуманизма. Проще говоря, Шьямалан в очередной раз рассказывает, что такое хорошо, а что такое плохо. И главная проблема фильма как раз и состоит в том, что он слишком «шьямалановский». Захватывающая тема «Сплита», откровенно говоря, остается не раскрытой. Образ Кевина, несмотря на все старания МакЭвоя, не получился поистине выразительным и запоминающимся. Там где можно было нащупать гораздо более тонкие и фрейдистские подтексты во взаимоотношениях личностей героя и его пленниц, Шьямалан сознательно пасует и не идет на необходимый при таком сюжете риск. Вследствие чего фильм выглядит чересчур прямолинейным, что сказывается и на слабоватой развязке всей этой истории.

«Сплит», однозначно, порадует фанатов Шьямалана, для которых режиссер подготовил трогательный сюрприз. До определенного момента картина, действительно, увлекательно чередует комедию и триллер. Но мистификации, устроенные режиссером в этот раз, по факту, слишком условны и абсурдны. Даже развязка предыдущего «Визита» выглядела эмоциональнее и убедительнее. Поэтому, «Сплит» вряд ли можно назвать полноценным возвращением Шьямалана — слишком многим он обязан МакЭвою, без которого от фильма осталась бы лишь полтора часа занимательной психологии о том, как безграничны возможности человека.

#кино #рецензия #джеймс макэвой #аня тейлор-джой #м найт шьямалан #сплит