Политолог Яков Кедми считает, что если рассматривать весь постсоветский период, то можно отметить, что российская власть постоянно критикует социализм, СССР, как будто бы это какой-то «черный период» в истории.
И на этом фоне население России относится к СССР позитивно, даже многие граждане относятся лучше к советскому времени, чем к современной политической системе. И вряд ли данная ситуация изменится без создания четкой системы ценностей, даже идеологии.
Как считает Яков Кедми, в советском проекте было много преимуществ для простого человека, коммунизм был реальной целью, ценностью, и поэтому многие люди, конечно, плохо относятся к тому, что высшие чины постоянно пытаются очернить советский период, то есть выделяют в советской истории только репрессии, дефицит, игнорируя при этом реальные достижения.
Вообще, что особо подчеркивает Кедми, уважение к прошлому — это важная черта любого сильного государства. Уважение к прошлому есть во Франции, США, многих других странах. Это было противоречивое прошлое, где недостатки и ошибки были, но прежде всего на официальном уровне демонстрируются достижения.
В России все не так. Если брать советскую историю, то как будто бы продолжается конкурс среди высших государственных деятелей, кто будет активнее «разоблачать» СССР на фоне, прямо скажем, далеко не идеальной политикой, экономической и социальной ситуации в современности.
- Кедми считает, что как минимум из уважения к собственной истории, а особенно из уважения к большинству граждан России, которые считают советский период достойным, власти стоит отказаться от резких антисоветских высказываний, иначе сам авторитет власти таким образом будет подрываться. Власть должна выражать интересы населения, а в вопросе об отношении к СССР все так, как будто бы власть не выражает интересы населения, а выражает нечто прямо противоположное.
Такая ситуация, скорее всего, со временем исправится, потому что ведь и во Франции был период, когда на официальном уровне всячески принижали Великую Французскую революцию, но прошло время, и сегодня для Франции это одно из ключевых исторических событий, как и Октябрьская революция для России, уверен Кедми.