"Современные немецкие историки" и их отечественные подпевалы на просторах интернета обожают публиковать фото улыбающихся немцев образца 1941 года на фоне разбитых и брошенных прямо на аэродромах советских самолетов.
Ну, так и мы можем. Не будем никого цитировать, есть документы для этого. Начнем ТОЛЬКО с материалов 4-й Воздушной Армии за первое полугодие победного 1945 года.
Такие вот таблицы иногда информативнее целых томов мемуаров, многократно и безжалостно отредактированных и причесанных в соответствии с текущей политической конъюнктурой.
Давайте расшифруем эти данные.
Итак, самый полезный и востребованный трофей это транспортный самолет Siebel Si 204, обозначенный в таблице как Си 204. Из 12 захваченный в относительно исправном состоянии машин 8 передано на укомплектование частей 4 ВА - более ни один трофейный самолет такой чести не удостоился. Еще три переданы Главсевморпути и один для ознакомления в НКАП (Народный комиссариат авиационной промышленности).
Машина интересна еще тем, что производилась во Франции в период немецкой оккупации на заводах фирмы SNCAN, а также на территории "Протектората Богемии и Моравии", т.е. в нынешней Чехии. Это к вопросу об участии промышленности покоренных стран в обеспечении экспансии Третьего рейха на Восток. Из 1216 "Зибелей" собственно в Германии выпустили только 15 прототипов.
Никаких исключительных летных данных Си 204 не имел, просто в ВВС Красной Армии, в ГВФ, а также в ведомственных авиационных структурах имелись гораздо более тяжелые Ли-2 и С-47, переделанные в транспортные ТБ-3 и совсем уж легкие По-2. Свободную нишу между ними и перекрывал "Зибель".
Скорее всего пошли в дело и 12 "Шторьхов" - все находятся в 4 ВА на 1 июля 1945 года, кроме одного, отправленного в НКАП, хотя на пополнение частей не переданы. Такие машины эксплуатировали обычно "вне штата". Сведений о их пригодности к полетам нет, но наверняка были и исправные.
Куда дели 60 штук "Хеншелей" не вполне понятно. Этот однозначно устаревший самолет вряд ли представлял хоть какую-то ценность для наших ВВС.
Знаменитые "Штуки" отправились на слом и на выставку трофейного вооружения. Из таблицы следует, что 12 штук Ю-87 находились летом 1945 года в относительно исправном состоянии, раз не отправлены в лом, но кому они тогда были нужны?
Более современные Ю-88 захвачены в количестве 204 штук, одна машина передана для испытания в НИИ ВВС, еще одна на выставку трофеев. 13 непригодных к полетам сданы в лом, оставшиеся 189 штук ждут на 1 июля 1945 года решения своей дальнейшей судьбы. Скорее всего их тоже ждет печальный конец в форме раздербанивания на отдельные узлы и агрегаты, представляющие интерес для отечественного самолетостроения.
Из других бомбардировщиков в НИИ ВВС отправился только один До 217. Конечно же, реактивные самолеты (типы не указаны) также отправлены на изучение.
Транспортные Ю-52 использовались в СССР в гражданской и транспортной авиации и во время войны и после. Но пока 5 единиц остаются в 4 ВА (июль 1945).
Обратите внимание на истребители - "Мессершмитты" и "Фокевульфы" пошли на слом, на выставку трофеев, а вот FW-190D9 в количестве 10 штук переданы в ВВС КА (не в НИИ ВВС). Глубокая модернизация "Доры" - Та 152 также вызвала определенный интерес у наших специалистов. Есть сведения, что как минимум два Та-152 находились после войны в составе ВВС Балтфлота. Вероятно "Доры" использовались для учебных воздушных боев.
В распоряжение НКАП передан и единственный захваченный тяжелый ночной истребитель He 219.
Какие еще "прочие" самолеты оприходованы 4 ВА не указано, но судя по передаче в Главсевморпуть это могут быть транспортные и гидросамолеты. Хорошо известен факт, например, службы в авиации погранвойск и не только летающей лодки "Арадо". Трофейные Ar 196 служили на охране наших границ до начала 60-х годов, они же применялись и в полярной авиации в гражданском варианте.
Таким образом, принимались на вооружение (официально или просто эксплуатировались по факту) в основном транспортные и гидросамолеты. Более менее современные и удачные образцы авиатехники передавались для изучения в НИИ ВВС, позже армейские трофеи оформлялись как переданное в народное хозяйство имущество Красной Армии - опять же транспортные машины главным образом. Большинство же представителей трофейной авиатехники ждала разборка на отдельные узлы и металлолом (см. диаграмму ниже).
Мы еще продолжим рассмотрение темы в следующих публикациях.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Некоторых читателей возмутило утверждение об отсутствии в ВВС КА аналогов транспортных "Зибелей". Объясняю. Як-6 и Ще-2 таковыми считаться не могут, т.к. это цельнодеревянные машины сравнительно ограниченного выпуска, которых к весне 1945 года в строю оставались единицы. Як-6 выпускался с 1942 по 1943 год, всего 381 штука. Улучшенный вариант его - Як-8 так и не пошел в серию, потому как в 1944 году никому уже не нужны были деревянные эрзацтранспортники.
Ще-2 был также не сильно удачной машиной для военного времени, хотя некоторое время продержался на гражданских авиалиниях до появления Ан-2, которому уступал в тяговооруженности в три раза(!) Фактически это планер с мотором - максимальная скорость 160 км/ч, длинный разбег, малая скороподъемность. Главное достоинство - простота конструкции и цена.
Si-204 имел летные характеристики значительно лучшие и был все же в плане конструктивном заметно совершеннее. Достаточно большое количество трофейных машин активно эксплуатировались в полярной авиации, в горных районах и не только.