Казалось-бы: «Чего тут выбирать?» - мощей побольше, зацеп покруче … !
Лишь бы денег было.
Так, да не так.
Есть много условий для которых приобретается снегоход. Я с 2005 года работал гидом-инструктором на снегоходе. Сопровождал-обучал клиентов на наших снегоходах, а потом и приезжие группы со своими разнокалиберными снегоходами. Были маршруты и по горам и на дальняк — к оленеводам. В среднем за сезон наезжал около 5000 км — в основном по горам Хибины.
Поэтому была возможность попробовать очень большое количество различных снегоходов самому.
Накопился приличный опыт, которым хочу поделиться. Да и на вопросы теперь можно будет отвечать дав ссылку на статью и не повторяться в десятый раз.
И так поехали.
Многие старые снегоходчики будут бить себя пяткой в грудь и доказывать что лучше «Бурана» ни чего нет по проходимости. Но заметил что преимущество у Бурки есть только в густом мелколесье. Он раздвигает единственной лыжей подлесок. А вот все двухлыжные будут собирать кустики в кучу. Ещё им хорошо для беговых лыж трассы накатывать.
В остальном этот мастодонт ни на что не годится. В горку с санями по рыхлому снегу не едет — на гусе нет зацепов, она почти гладкая. Ну и качество изготовления не позволяет назвать этот аппарат надёжным. Только рукастый мужик с кучей запчастей на этом может ездить, как впрочем и на УАЗе.
Былина о снегоходах и лопарях:
Когда мы в 2006 году приехали к оленеводам на Ямахе, Полярисе и двух Скандиках, да рассказали им свой объездной путь в 3 дня (около 400 км).
Оленеводы ответили: «Конечно, на иномарках можно …!».
У них-же были сплошь одни «Бураны». В основном без капота и с прикрученной к корме запасной колёсной парой из подвески гусеницы.
Поехали дальше.
Утилиты, утили (утилитарные снегоходы).
Самый дешёвый из нормальных снегоходов.
Yamaha Viking (3, 4, 5) выпускается много лет без изменений. Очень надёжный аппарат. В последних версиях сделали яркую морду и переделали подвеску. Гусеницу поставили более цепкую — этого ему сильно не хватало в гористой местности.
Это был мой первый снегоход. Отъездил на нём около 30 000 км. Без капиталки.
Покорил практически все перевалы в Хибинах. На перевал Географов забрался первый. Потом туда почти дорогу накатали :-) . Какое-то время сопровождал на нём группы приезжих с горными снегоходами.
Опыт позволял держаться на равных, не смотря на преимущества горников. Водилам горников наоборот не хватало опыта использовать свои аппараты на полную.
Поправка от 2025 года:
Не могу сказать по 4-му Викингу - как-то они мимо прошли. Видел только что там подвеска несколько усложнилась, но гусиница вроде лучше стала по сравнению с третей версией ...
А вот на 5-м викинге новеньком пришлось несколько поездить в каждодневном режиме с нагрузкой и без ...
Так вот мало того что там какой-то компьютер появился и хитрый карбюратор .... так ещё и качество сборки Ямахи очень сильно упало. Заводы Ямахи существовали в Японии и США, так у меня был 3-й викинг японской сборки, а вот 5-ка американской сборки ... может там мексиканцы работают - которые ни когда снега не видели ... А в реальности подозреваю что это косяк японских инженеров ... хотя не исключено что вместо силиконовых проводов для морозной погоды сунули обычные хлорвиниловые - мексиканцы ведь не представляют что бывают морозы когда резина как пластик ломается.
Может по этому Ямаха и закрыла в прошлом году снегоходное направление ... поняли что барабаны для музыкантов делать проще.
Ну, вот, отвлеклись немного ...
Снегоход с гусеницей шириной 50 см можно считать универсальным. Он может тащить много груза, может вписываться в крутые горные повороты в узких местах, может быть использован для туристических поездок. Зацеп на гусенице не должен превышать 3-4 см, иначе на нём нельзя будет ездить долго по укатанке. Будет сильная вибрация и повышенный износ лопат зацепов.
Утилитарные снегоходы позволяют автономно путешествовать на большие расстояния. Но всё-же не стоит это делать в один снегоход, лучше с напарником на таком-же снегоходе. Бывают разные ситуации. Однажды меня привалило снегоходом в горах и неизвестно, смог-бы я выбраться сам без напарника?
Пониженная передача на некоторых снегоходах позволяет увеличить тягу с одновременным снижением скорости. Например таскать тяжёлые сани по извилистому лесному путику. Но на других снегоходах вполне обошлись 1-й передачей без ущерба эксплуатационным возможностям.
Есть снегоходы с гусеницей 60 см в ширину. Но это уже снегоходы-тягачи. Санки таскать. Ну и по заснеженным равнинам с глубоким свежим снегом передвигаться. Но как «турист» он уже не годится — тяжеловат на повороты, сильнее устаёшь. Для гор тоже тяжело использовать. Из-за ширины будут проблемы с поперечным траверсом склонов. При этом имея на борту по 130 кобыл — может зайти в гору прямо вверх. Но вот если при подъёме вдруг придётся развернуться — возникнет проблема из-за неповоротливости 60-й гуси.
Дальше без имён и снегоходных брендов.
В современном мире имя аппарата всего-лишь отражает место расположения головного офиса. По функциональности, мощности они практически одинаковы. Обычный пользователь вообще не заметит разницы, если снегоходы одного класса, но разных фирм будут одинакового цвета.
При этом я не рассматриваю российские снегоходы и чисто китайские марки. В мире только три снегоходные фирмы. Даже финны говорят что «Не умели делать снегоходы, не надо было и начинать» :-)
Снегоходы туристического класса.
Есть отдельное направление снегоходов - «Турист». Это снегоходы с гусеницей 40 см с зацепом 2,5 см, двумя или тремя посадочными местами (очень удобными) с кучей подогревов, с мягкой или настраиваемой подвеской, с лёгким рулём. В общем всё для отдыха.
Но самое интересное что таких снегоходов я встречал очень мало. Причины, скорее всего, две — дорого и много лишнего, при большем весе меньшая проходимость.
Больше распространены упрощённые версии. Просто 2 места, гусеница 40-ка и не очень мощный двигатель. Такие используются в прокате.
Ездить на туристе можно только по проложенному следу. Всё остальное — приключение на 5-ю точку.
Снегоходный спорт.
Есть ещё спортивные снегоходы, но их рассматривать не буду, поскольку это очень специальная машина, которую спортсмен готовит лично под себя. Если туристы привозили такую в Хибины, то быстро понимали ошибку выбора. Мощи много, с места рвёт здорово … а дальше нужна подготовленная трасса. Однако я успешно работал гидом на спортивном снегоходе 1990 г выпуска, но гусеница с зацепом 3,5 см и с вариатором от «туриста». У него кстати не было заднего хода — зачем он на гонке :-)
Король Хибинских тундр — горный снегоход.
Двигатель от 800 см, мощности от 140 лс … Гусеница с зацепами высотой по 8 см.
Казалось-бы такая машина пройдёт везде! А вот не тут-то было.
В лесу на таком очень трудно. Дури много и при излишнем газе либо яма до мха, либо обнял дерево.
По жёсткой дороге едешь как на телеге и с сильным рокотом от длинных лопат-зацепов.
Его стихия — подъёмы по рыхлому снегу, там у него огромное преимущество перед утилитарниками.
Эти снегоходы имеют узкую гусеницу (до 40 см) и относительно не большую длину, мощный объёмистый двигатель. По этому очень поворотливы. Но водитель здесь не должен сидеть как в лимузине — он использует своё тело как противовес. Нужно быть очень хорошо физически подготовленным чтобы использовать все возможности этих снегоходов. Кроме того в горах снегоход не всегда поворачивается за счёт руля, зачастую лыжи остаются в воздухе, а поворот осуществляется за счёт наклона гусеницы и пробуксовки с заносом.
У меня был опыт езды по Хибинам на первом Sammit 1000 (161 лс). Это был длинющий снегоход, почти 4 м, но за счёт своей мощности и объёма двигателя он позволял за счёт дрифта развернуться на пятачке диаметром 5 м в глубоком снегу! Но следующие модели всё-же укоротили. А жаль — отличная была машина.
Использовать горный снегоход для иных целей кроме катаний по горам не получится. К нему конечно можно прикрутить фаркоп, второе сиденье, мега-багажник … Но про такое катание лучше почитать в книжке «Камасутра» чем пробовать самому.
Другие варианты снегоходов.
Есть ещё мини-снегоходы. Вроде и не детские, но всё-же …
Например Ямаха Браво — половинка от Викинга. Там половинка двигателя, половинка длины, половинка веса, половинка ширины гусеницы :-)
Рекомендовать такой снегоход человеку выше 160 см я бы не стал. Ездил на таком 100 м. Мой рост 190 см. Руль держал почти упёршись носом в колени :-).
Но мужики на двух таких, с небольшими санями проехали 500 км по Кольским просторам.
И самое главное — его легко вытащить если застрял. И давление на снег у него очень маленькое. Меньше проваливается.
Остальные частности снегоходовладения.
Есть разница в двигателях.
Двухтактник влечёт за собой больший разход бензина, масла, будет вонять выхлопом и реветь как оглашённый. Но он резвее набирает обороты. Резче реагирует на газ. Важно только для спорта и горного снегохода.
Когда я по 5 — 6 часов каждый день ездил на двухтактнике, то был вечно оглохший и провонявшийся выхлопом.
Двухтактники бывают жидкостного и воздушного охлаждения. При езде по жёсткой укатанке, или весной в +20 (например по льду без рыхлого снега) предпочтительнее воздушное охлаждение.
Четырёхтактник. У этого двигателя меньше расход бензина. Масло не жрёт почти совсем. Некоторые двигатели работают намного тише своего двухтактного собрата. Не воняет. Тяга на низких оборотах больше чем у двухтактника. Снегоходы с четырёхтактником часто тяжелее двухтактных.
Есть и горные снегоходы с 4-х тактным двигателем. Но у них используется система с сухим картером. Масло находится в отдельной ёмкости из которой и гоняется насосом по двигателю. При таком варианте не страшны оверкили часто случающиеся при горном катании.
При долгой езде по укатанке, жёсткому насту, голому льду необходим дополнительный радиатор охлаждения с воздушным вентилятором.
Объём бензобака снегохода.
Есть снегоходы с объёмом бака в 30 л, а есть 60 л.
Что это даёт. Средний расход классического 2-т снегохода от 20 л на 100 км. Но в реальности расход больше. Четырёхтактники в идеальных условиях могут уложиться в 14 л и даже в 9 («Но это не точно.»).
Кажется, бери объём больше и не прогадаешь.
Не совсем верно.
Если этот снегоход используется для катаний по горам и прочих развлечений, то большой объём бака скорее зло чем польза. Большой вес усложняет маневры, а когда топлива мало то оно болтается в баке приводя к перебоям в работе двигателя при попадании воздуха.
А ещё в большом баке больше незабираемый остаток.
У меня 4-х тактник с 60 л баком. В основном сопровождаю катания на упряжке хаски. Заправляю 1 раз в месяц, а то и реже. Как-то раз поехал на родник при остатке в 10 л и заглох при боковом наклоне застрявшего снегохода в 45 градусов. Даже после обкапывания и выставления в горизонтальное положение, пришлось принести и залить 20 л бензина чтобы насос смог качать из бака и развить нужное давление для впрыска.
Однако дальние поездки и экспедиции предпочтительнее с большим баком. Освобождается место в санях. А то и вовсе без саней можно поехать.
Например по соотношению тишины, тяги и комфорта я выбрал себе для равнины Арктик Кэт 660 4-т не турбированный 2003 г выпуска. Тише снегохода я не встречал, слышно даже о чём народ в санях разговаривает. На нём стоит обычный автомобильный двигатель. Бак соответственно 60 л + 4 такта позволяют обойтись 20 л аварийного запаса. Хватит на 500 - 600 км. А огромный багажник при снятии 2-го сиденья позволяет путешествовать и без саней. Что облегчает преодоление сложных участков в густом лесу, крутых подъёмов и незамёрзших ручьёв.
По звуку современные 4-т движки разработанные специально для снегоходов на больших оборотах тоже шумят сильно, почти как двухтактники. И когда ездишь на снегоходе каждый день, это становится важной составляющей.
Обычный пробег снегохода в наших краях 100 — 120 км в день. Отсюда и считайте. Хотя ваши условия могут сильно отличаться.
На Викинге я отъездил 10 лет, параллельно запасным снегоходом был узкогусеничный Polaris SKS с зацепом на гусе 4 см, он и сейчас ещё жив. Теперь в основном плавно катаюсь сопровождая упряжку хаски на Arctic Cat 660 4-т - тихо, мягко ...
Содержание-оглавление нашего Лесного Канала о жизни в Заполярном лесу с 10-ю хаски. (Хаски, транспорт, стройки, ремонты, огород, отопление, электричество ...) Будет всё время пополняться.
- Если остались вопросы - задавайте в коментах. Обязательно отвечу.