Найти в Дзене
Живём в лесу

Горный гид по снегоходам с 10-ти летним стажем: подбор снегохода под свои задачи ...

Оглавление

Казалось-бы: «Чего тут выбирать?» - мощей побольше, зацеп покруче … !

Лишь бы денег было.

Так, да не так.

2005 год. Хибины. Вершина Каскаса. 1100 м над уровнем моря. В муках выбора .... В левом снегоходе 50 кобыл, в правом 100. Правый застревал чаще ;-) .
2005 год. Хибины. Вершина Каскаса. 1100 м над уровнем моря. В муках выбора .... В левом снегоходе 50 кобыл, в правом 100. Правый застревал чаще ;-) .

Есть много условий для которых приобретается снегоход. Я с 2005 года работал гидом-инструктором на снегоходе. Сопровождал-обучал клиентов на наших снегоходах, а потом и приезжие группы со своими разнокалиберными снегоходами. Были маршруты и по горам и на дальняк — к оленеводам. В среднем за сезон наезжал около 5000 км — в основном по горам Хибины.

Поэтому была возможность попробовать очень большое количество различных снегоходов самому.

Накопился приличный опыт, которым хочу поделиться. Да и на вопросы теперь можно будет отвечать дав ссылку на статью и не повторяться в десятый раз.

И так поехали.

Многие старые снегоходчики будут бить себя пяткой в грудь и доказывать что лучше «Бурана» ни чего нет по проходимости. Но заметил что преимущество у Бурки есть только в густом мелколесье. Он раздвигает единственной лыжей подлесок. А вот все двухлыжные будут собирать кустики в кучу. Ещё им хорошо для беговых лыж трассы накатывать.

  Попытка въехать в горку ... Сам на такой штуке никогда ни ездил. Насмотрелся как народ мучается. Вообще нет желания к этому притрагиваться. С просторов интернета. Яндекс-картинки.
Попытка въехать в горку ... Сам на такой штуке никогда ни ездил. Насмотрелся как народ мучается. Вообще нет желания к этому притрагиваться. С просторов интернета. Яндекс-картинки.

В остальном этот мастодонт ни на что не годится. В горку с санями по рыхлому снегу не едет — на гусе нет зацепов, она почти гладкая. Ну и качество изготовления не позволяет назвать этот аппарат надёжным. Только рукастый мужик с кучей запчастей на этом может ездить, как впрочем и на УАЗе.

Былина о снегоходах и лопарях:

Когда мы в 2006 году приехали к оленеводам на Ямахе, Полярисе и двух Скандиках, да рассказали им свой объездной путь в 3 дня (около 400 км).
Оленеводы ответили: «Конечно, на иномарках можно …!».
У них-же были сплошь одни «Бураны». В основном без капота и с прикрученной к корме запасной колёсной парой из подвески гусеницы.
Большая цыганская семья.
Большая цыганская семья.

Поехали дальше.

Утилиты, утили (утилитарные снегоходы).

Самый дешёвый из нормальных снегоходов.

2004 год.  Сопровождение лыжников-фрирайдеров в Хибинах.
2004 год. Сопровождение лыжников-фрирайдеров в Хибинах.

Yamaha Viking (3, 4, 5) выпускается много лет без изменений. Очень надёжный аппарат. В последних версиях сделали яркую морду и переделали подвеску. Гусеницу поставили более цепкую — этого ему сильно не хватало в гористой местности.

Это был мой первый снегоход. Отъездил на нём около 30 000 км. Без капиталки.

Покорил практически все перевалы в Хибинах. На перевал Географов забрался первый. Потом туда почти дорогу накатали :-) . Какое-то время сопровождал на нём группы приезжих с горными снегоходами.

Опыт позволял держаться на равных, не смотря на преимущества горников. Водилам горников наоборот не хватало опыта использовать свои аппараты на полную.

Викинг показывает дорогу 2-м горным снегоходам. Северо-восточные Хибины, спустились в долину. Выезд к Умбозеру.
Викинг показывает дорогу 2-м горным снегоходам. Северо-восточные Хибины, спустились в долину. Выезд к Умбозеру.

Поправка от 2025 года:

Не могу сказать по 4-му Викингу - как-то они мимо прошли. Видел только что там подвеска несколько усложнилась, но гусиница вроде лучше стала по сравнению с третей версией ...
А вот на 5-м викинге новеньком пришлось несколько поездить в каждодневном режиме с нагрузкой и без ...
Так вот мало того что там какой-то компьютер появился и хитрый карбюратор .... так ещё и качество сборки Ямахи очень сильно упало. Заводы Ямахи существовали в Японии и США, так у меня был 3-й викинг японской сборки, а вот 5-ка американской сборки ... может там мексиканцы работают - которые ни когда снега не видели ... А в реальности подозреваю что это косяк японских инженеров ... хотя не исключено что вместо силиконовых проводов для морозной погоды сунули обычные хлорвиниловые - мексиканцы ведь не представляют что бывают морозы когда резина как пластик ломается.
Может по этому Ямаха и закрыла в прошлом году снегоходное направление ... поняли что барабаны для музыкантов делать проще.
Ну, вот, отвлеклись немного ...

Снегоход с гусеницей шириной 50 см можно считать универсальным. Он может тащить много груза, может вписываться в крутые горные повороты в узких местах, может быть использован для туристических поездок. Зацеп на гусенице не должен превышать 3-4 см, иначе на нём нельзя будет ездить долго по укатанке. Будет сильная вибрация и повышенный износ лопат зацепов.

Утилитарные снегоходы позволяют автономно путешествовать на большие расстояния. Но всё-же не стоит это делать в один снегоход, лучше с напарником на таком-же снегоходе. Бывают разные ситуации. Однажды меня привалило снегоходом в горах и неизвестно, смог-бы я выбраться сам без напарника?

Правильное распределение - "турист" с человеком, "утилит" с санями. А не так как художник в кино "Девушка во льдах" заставляла к спортивному 2-е гружёных саней цеплять, а утиль с одними лёгкими саночками. Как результат - 2 ремня вариатора на выброс за 2 съёмочных дня.
Правильное распределение - "турист" с человеком, "утилит" с санями. А не так как художник в кино "Девушка во льдах" заставляла к спортивному 2-е гружёных саней цеплять, а утиль с одними лёгкими саночками. Как результат - 2 ремня вариатора на выброс за 2 съёмочных дня.

Пониженная передача на некоторых снегоходах позволяет увеличить тягу с одновременным снижением скорости. Например таскать тяжёлые сани по извилистому лесному путику. Но на других снегоходах вполне обошлись 1-й передачей без ущерба эксплуатационным возможностям.

Есть снегоходы с гусеницей 60 см в ширину. Но это уже снегоходы-тягачи. Санки таскать. Ну и по заснеженным равнинам с глубоким свежим снегом передвигаться. Но как «турист» он уже не годится — тяжеловат на повороты, сильнее устаёшь. Для гор тоже тяжело использовать. Из-за ширины будут проблемы с поперечным траверсом склонов. При этом имея на борту по 130 кобыл — может зайти в гору прямо вверх. Но вот если при подъёме вдруг придётся развернуться — возникнет проблема из-за неповоротливости 60-й гуси.

Дальше без имён и снегоходных брендов.

В современном мире имя аппарата всего-лишь отражает место расположения головного офиса. По функциональности, мощности они практически одинаковы. Обычный пользователь вообще не заметит разницы, если снегоходы одного класса, но разных фирм будут одинакового цвета.

При этом я не рассматриваю российские снегоходы и чисто китайские марки. В мире только три снегоходные фирмы. Даже финны говорят что «Не умели делать снегоходы, не надо было и начинать» :-)

Снегоходы туристического класса.

Есть отдельное направление снегоходов - «Турист». Это снегоходы с гусеницей 40 см с зацепом 2,5 см, двумя или тремя посадочными местами (очень удобными) с кучей подогревов, с мягкой или настраиваемой подвеской, с лёгким рулём. В общем всё для отдыха.

Турист прислонился к снегоходу турист и играет на гармошке. Хибины КСС Куэльпорр. Позади подъём на перевал Северный Чоргорр.
Турист прислонился к снегоходу турист и играет на гармошке. Хибины КСС Куэльпорр. Позади подъём на перевал Северный Чоргорр.

Но самое интересное что таких снегоходов я встречал очень мало. Причины, скорее всего, две — дорого и много лишнего, при большем весе меньшая проходимость.

Больше распространены упрощённые версии. Просто 2 места, гусеница 40-ка и не очень мощный двигатель. Такие используются в прокате.

Ездить на туристе можно только по проложенному следу. Всё остальное — приключение на 5-ю точку.

Снегоходный спорт.

Есть ещё спортивные снегоходы, но их рассматривать не буду, поскольку это очень специальная машина, которую спортсмен готовит лично под себя. Если туристы привозили такую в Хибины, то быстро понимали ошибку выбора. Мощи много, с места рвёт здорово … а дальше нужна подготовленная трасса. Однако я успешно работал гидом на спортивном снегоходе 1990 г выпуска, но гусеница с зацепом 3,5 см и с вариатором от «туриста». У него кстати не было заднего хода — зачем он на гонке :-)

Король Хибинских тундр — горный снегоход.

Двигатель от 800 см, мощности от 140 лс … Гусеница с зацепами высотой по 8 см.

Горный снегоход позволяет и так ездить. У него большой избыток мощности. Но для этого надо учиться и нарабатывать практику. И в спортзал не забывать. Особенно перез сезоном! Фото с Formula7.ru
Горный снегоход позволяет и так ездить. У него большой избыток мощности. Но для этого надо учиться и нарабатывать практику. И в спортзал не забывать. Особенно перез сезоном! Фото с Formula7.ru

Казалось-бы такая машина пройдёт везде! А вот не тут-то было.

В лесу на таком очень трудно. Дури много и при излишнем газе либо яма до мха, либо обнял дерево.

По жёсткой дороге едешь как на телеге и с сильным рокотом от длинных лопат-зацепов.

Его стихия — подъёмы по рыхлому снегу, там у него огромное преимущество перед утилитарниками.

Эти снегоходы имеют узкую гусеницу (до 40 см) и относительно не большую длину, мощный объёмистый двигатель. По этому очень поворотливы. Но водитель здесь не должен сидеть как в лимузине — он использует своё тело как противовес. Нужно быть очень хорошо физически подготовленным чтобы использовать все возможности этих снегоходов. Кроме того в горах снегоход не всегда поворачивается за счёт руля, зачастую лыжи остаются в воздухе, а поворот осуществляется за счёт наклона гусеницы и пробуксовки с заносом.

У меня был опыт езды по Хибинам на первом Sammit 1000 (161 лс). Это был длинющий снегоход, почти 4 м, но за счёт своей мощности и объёма двигателя он позволял за счёт дрифта развернуться на пятачке диаметром 5 м в глубоком снегу! Но следующие модели всё-же укоротили. А жаль — отличная была машина.

Всё тот-же викинг. Сноубордеров затаскивали на верх снегоходом, вниз они сами, потом опять вверх ... Сделать то-же самое горным снегоходом не получится - сиденье только одно, а если сзади на верёвке тащить - то убъёт бордера какой-нибудь льдиной или камнем выкопанным лопатами горника.
Всё тот-же викинг. Сноубордеров затаскивали на верх снегоходом, вниз они сами, потом опять вверх ... Сделать то-же самое горным снегоходом не получится - сиденье только одно, а если сзади на верёвке тащить - то убъёт бордера какой-нибудь льдиной или камнем выкопанным лопатами горника.

Использовать горный снегоход для иных целей кроме катаний по горам не получится. К нему конечно можно прикрутить фаркоп, второе сиденье, мега-багажник … Но про такое катание лучше почитать в книжке «Камасутра» чем пробовать самому.

Другие варианты снегоходов.

Есть ещё мини-снегоходы. Вроде и не детские, но всё-же …

Главное что колени с локтями не часто встречались. snow-mobiles.ru
Главное что колени с локтями не часто встречались. snow-mobiles.ru

Например Ямаха Браво — половинка от Викинга. Там половинка двигателя, половинка длины, половинка веса, половинка ширины гусеницы :-)

Рекомендовать такой снегоход человеку выше 160 см я бы не стал. Ездил на таком 100 м. Мой рост 190 см. Руль держал почти упёршись носом в колени :-).

Но мужики на двух таких, с небольшими санями проехали 500 км по Кольским просторам.

И самое главное — его легко вытащить если застрял. И давление на снег у него очень маленькое. Меньше проваливается.

Попалось как-то и такое чудо. Сноу-Хавк. Снежный паук по нашему. Недоснегоход-перемотоцикл. Автор тут ещё молодой-горячий. Очень тяжёлый снегоход. Останавливаться нельзя... Когда падал - поднимали обычно несколько человек. Но вдоль склона траверсы делает на Ура!
Попалось как-то и такое чудо. Сноу-Хавк. Снежный паук по нашему. Недоснегоход-перемотоцикл. Автор тут ещё молодой-горячий. Очень тяжёлый снегоход. Останавливаться нельзя... Когда падал - поднимали обычно несколько человек. Но вдоль склона траверсы делает на Ура!

Остальные частности снегоходовладения.

Есть разница в двигателях.

Двухтактник влечёт за собой больший разход бензина, масла, будет вонять выхлопом и реветь как оглашённый. Но он резвее набирает обороты. Резче реагирует на газ. Важно только для спорта и горного снегохода.

Когда я по 5 — 6 часов каждый день ездил на двухтактнике, то был вечно оглохший и провонявшийся выхлопом.

Двухтактники бывают жидкостного и воздушного охлаждения. При езде по жёсткой укатанке, или весной в +20 (например по льду без рыхлого снега) предпочтительнее воздушное охлаждение.

Четырёхтактник. У этого двигателя меньше расход бензина. Масло не жрёт почти совсем. Некоторые двигатели работают намного тише своего двухтактного собрата. Не воняет. Тяга на низких оборотах больше чем у двухтактника. Снегоходы с четырёхтактником часто тяжелее двухтактных.

Есть и горные снегоходы с 4-х тактным двигателем. Но у них используется система с сухим картером. Масло находится в отдельной ёмкости из которой и гоняется насосом по двигателю. При таком варианте не страшны оверкили часто случающиеся при горном катании.

При долгой езде по укатанке, жёсткому насту, голому льду необходим дополнительный радиатор охлаждения с воздушным вентилятором.

Объём бензобака снегохода.

Есть снегоходы с объёмом бака в 30 л, а есть 60 л.

Что это даёт. Средний расход классического 2-т снегохода от 20 л на 100 км. Но в реальности расход больше. Четырёхтактники в идеальных условиях могут уложиться в 14 л и даже в 9 («Но это не точно.»).

Кажется, бери объём больше и не прогадаешь.

Не совсем верно.

Если этот снегоход используется для катаний по горам и прочих развлечений, то большой объём бака скорее зло чем польза. Большой вес усложняет маневры, а когда топлива мало то оно болтается в баке приводя к перебоям в работе двигателя при попадании воздуха.

А ещё в большом баке больше незабираемый остаток.

У меня 4-х тактник с 60 л баком. В основном сопровождаю катания на упряжке хаски. Заправляю 1 раз в месяц, а то и реже. Как-то раз поехал на родник при остатке в 10 л и заглох при боковом наклоне застрявшего снегохода в 45 градусов. Даже после обкапывания и выставления в горизонтальное положение, пришлось принести и залить 20 л бензина чтобы насос смог качать из бака и развить нужное давление для впрыска.

Однако дальние поездки и экспедиции предпочтительнее с большим баком. Освобождается место в санях. А то и вовсе без саней можно поехать.

АК 660 4Т. Вот такой поезд. С Бананом и нартой для упряжки хаски. Выезжаем на старт.
АК 660 4Т. Вот такой поезд. С Бананом и нартой для упряжки хаски. Выезжаем на старт.

Например по соотношению тишины, тяги и комфорта я выбрал себе для равнины Арктик Кэт 660 4-т не турбированный 2003 г выпуска. Тише снегохода я не встречал, слышно даже о чём народ в санях разговаривает. На нём стоит обычный автомобильный двигатель. Бак соответственно 60 л + 4 такта позволяют обойтись 20 л аварийного запаса. Хватит на 500 - 600 км. А огромный багажник при снятии 2-го сиденья позволяет путешествовать и без саней. Что облегчает преодоление сложных участков в густом лесу, крутых подъёмов и незамёрзших ручьёв.

По звуку современные 4-т движки разработанные специально для снегоходов на больших оборотах тоже шумят сильно, почти как двухтактники. И когда ездишь на снегоходе каждый день, это становится важной составляющей.

Обычный пробег снегохода в наших краях 100 — 120 км в день. Отсюда и считайте. Хотя ваши условия могут сильно отличаться.

Уже и сайта этого нет, и снегоход в "хороших руках" в северодвинске. Но вот фотка осталась. Примерно 2007 год.
Уже и сайта этого нет, и снегоход в "хороших руках" в северодвинске. Но вот фотка осталась. Примерно 2007 год.

На Викинге я отъездил 10 лет, параллельно запасным снегоходом был узкогусеничный Polaris SKS с зацепом на гусе 4 см, он и сейчас ещё жив. Теперь в основном плавно катаюсь сопровождая упряжку хаски на Arctic Cat 660 4-т - тихо, мягко ...

Содержание-оглавление нашего Лесного Канала о жизни в Заполярном лесу с 10-ю хаски. (Хаски, транспорт, стройки, ремонты, огород, отопление, электричество ...) Будет всё время пополняться.

  • Если остались вопросы - задавайте в коментах. Обязательно отвечу.