В истории создания Т-180, интересен тот факт, что данный трактор был создан на Брянском автомобильном заводе. Изначально, с 1958 года, БАЗ был дочерним предприятием ЗИЛа. Он выпускал комплектующие для автомобилей ЗИЛ-131, такие как: лебедки, раздатки итд. Через год было принято решение о переносе производства военных грузовиков из Москвы в Брянск. А еще через год на заводе создано засекреченное конструкторское бюро по разработке тягачей и другой автотехники для военных нужд. Так БАЗ перешел на выпуск военной продукции.
В 1965 году на заводе выпустили трактор Т-180. Этот трактор являлся доработкой предшественника Т-140 (изначально С-140). Еще в конце сороковых годов прошлого века на Челябинском тракторном заводе параллельно с выпуском С-80, был разработан трактор С-140. Первый С-140 появился в 1951 году. Но в виду загруженности ЧТЗ, было принято решение о выпуске данных машин на Брянском автомобильном заводе. Конструктора отправились в Брянск для налаживания дальнейшего производства.
Ходовая часть отличалась своей эластичностью. Опорные 6 катков попарно крепились на торсионах. Такая схема позволила сделать ходовую часть трактора мягкой. Однако на модификации трактора в качестве трубоукладчика Д-804, для большей устойчивости, вернулись к жесткой подвеске. Двигатель трактора Т-140 был унифицирован с двигателями тракторов семейства ЧТЗ. Основным отличием этого двигателя 6КДМ-50, мощностью 140 л.с., было 6 цилиндров вместо 4.
Длинный коленвал имел недостаток. Были случаи когда коленвалы (особенно ремонтные) ломались между 3 и 4 цилиндром. Пневмо усиление сцепления и тормозов также вызывали много нареканий, особенно в мороз. Неисправности в пневмосистеме делали трактор не управляемым.
Трактор Т-140 выпускался с 1958 года по 1965 год, на смену которому пришел Т- 180.
Т-180 первый в СССР трактор 15 тягового класса. Новый мотор Д- 180 развивал мощность 175 л.с. В дальнейшем выходит модель Т-180Г отличавшаяся от предшественника наличием гидросистемы управления навесного и прицепного оборудования. Много карьерных бульдозеров северного исполнения было изготовлено под маркой Т-180 КС. Эпоха тросовых бульдозеров уходила в прошлое. Последующая модификация Т-180 Г2 выпускалась до 1987 года, когда было принято решение о прекращении выпуска тракторов на БАЗ. Однако по прямым договорам трактора выпускались до 1992 года. На базе Т- 180 выпускались бульдозеры, трубоукладчики, роторные экскаваторы.
Многие трактора марки Т-180 дожили до наших дней и продолжают трудится на стройках и в карьерах.
Подписывайтесь на мой канал.