Продолжаю цикл статей о женской красоте, начатый ранее.
Средневековье принципиально пересмотрело античные взгляды на женскую красоту. Чувственность и рельефность сменились многослойными одеяниями с причудливыми драпировками. На полотнах художников мы видим плоские прически, плоские лица, плоскую фигуру (известно, что практиковалось бинтование груди девочкам).
Высокий лоб, невыразительная колористика, брови и ресницы в самом что ни на есть натуральном состоянии. Портреты больше геометричны, чем физиологичны. Считается, что такой взгляд на красоту женщины сформирован этикой христианства. Образ Девы Марии, каким мы привыкли его видеть в иконописной традиции до эпохи Возрождения, перекликается с изображением реальных женщин. Так что никаких роковых взглядов и пухлых губ в духе «Игры престолов». Складывается ощущение, что глядя на женщину тех времен, впору было задуматься о вечности.
Кстати, женщина подобно Богоматери, воспринималась как источник жизни. Поэтому и тогда, как сейчас, беременность была в моде. И если женщина не носила под сердцем дитя, то старалась выглядеть беременной.
Для этого использовались специального кроя платья с драпировкой или подушечкой в области живота, имитирующие "положение".
Эпоха Возрождения разворачивает представления о привлекательности практически на 180 градусов. Антропоцентризм, красота и сила человеческого тела перемещаются в фокус внимания. Творцы Ренессанса обращаются к наследию античности.
И вновь идеальное тело становится рельефным. Всё по максимуму. Даёшь высокий рост, волосы – чем длиннее, тем лучше. Средневековые барышни прятали свои волосы под причудливые головные уборы. Но женщины эпохи Возрождения демонстрируют чудеса парикмахерского искусства.
«Волосы должны быть густыми, нежными, длинными, вьющимися цвета меда или меди или солнечных лучей». В моде был интеллект и, как следствие, высокий лоб. Никакой пластики. Только хардкор в виде бритвы, сбривающей линию роста волос надо лбом. Быстро и эффективно. Фигура напоминает синусоиду: внушительная грудь, узкая талия, широкие бедра. Всё очень сочно и аппетитно! Вот тогда никто и не думал предавать анафеме целлюлит.
Растительность на теле выщипывали пинцетом в целях профилактики педикулёза.
Писатели того времени вот как смакуют женскую красоту: женщина, подобная крепкому боевому коню, от которого всадник получит больше удовольствия, чем от старой клячи.
Нормальный, изящный комплимент. (Это был сарказм)
На платьях появляются декольте. Под платьем – накладные бёдра и животы. Воплощением идеала красоты можно считать Венеру Ботичелли.
Бледность кожи поддерживалась, можно сказать, натуральными средствами – свинцовой пудрой. Кто ещё думает, что в стародавние времена все было натуральное и безопасное для здоровья?!
В XVII веке торжествует эстетика барокко. Именно в этот период Париж становится столицей моды. Этот статус сохраняется за ним и поныне. Восхищение естественными формами отходит на задний план. Красота человеческого тела должна быть усовершенствована и доведена до класса люкс при помощи различных ухищрений. Так, причудливое сочетание культа человеческого тела, нарочитости и чувственности рождает новые представления о красоте.
Богатые формы должны сопровождаться исключительно тонкой талией, которую формируют при помощи корсета. Устройство крайне неблагоприятно влияло в целом на анатомию женского организма.
Лепить фигуру мечты у дочерей родители начинали задолго до наступления подросткового возраста. Известен факт, когда хирург, проводя вскрытие тела двухлетней девочки, обнаружил сильную деформацию грудины и 2 сломанных ребра в результате ношения корсета. Декольтирование достигло небывалых масштабов. Обилие кружева, лент, буфы, банты. Открыто было намного больше, чем закрыто.
Пышные юбки, предмет восторга всех девочек, надолго входят в моду. Массовое распространение богато декорированных аксессуаров: парики, каркасные воротники, вееры, малофункциональные зонтики, изысканные ювелирные украшения – случилось всерьез и надолго. Роскошный наряд мог стоить примерно как скромный замок на побережье.
В середине столетия в моду вошли мушки. Ходят легенды, что женщины в попытках добиться привлекательной округлости щек держали во рту пробковые шарики.
Прически представляли собой разнообразно уложенные локоны в сочетании с кружевами и малыми архитектурными формами. Понятно, что спать с такой прической неудобно. Были изобретены специальные подголовники. Мыть волосы и заново ваять шедевры каждый день было невозможно. Живность на теле процветала. У дам в ходу аксессуар в виде длинной спицы: на случай если ну очень уж сильно зачешется голова под массивной прической.
В начале столетия в качестве скрабов использовались сильнодействующие ядовитые вещества, наносившие вред и коже, и всему организму. О фруктовых кислотах мало кто догадывался. Свинцовые белила в сочетании с уксусом и яичным белком не теряли актуальности на протяжении века, создавая эффект блестящей гладкой и бледной кожи и трескаясь во время приятной беседы и сокращения мимических мышц. Рисовая пудра, измельченный алебастр, жемчужный порошок и прокаленные кости – всё шло в ход для создания аристократической белизны кожи.
В это время были изобретены румяна, не сходившие с лица несколько дней. Их изготавливали из специй и трав и наносили на ночь.
На этом я прервусь ненадолго, чтобы узнать ваше мнение о том, следует ли мне развивать тему и рассказывать о красавицах эпохи Рококо и ампира. Жду ваших ответов в комментариях.
Статья написана археологом, научным сотрудником Натальей Антоновой.
Я Ирина Эриксон, стилистка. До 26.08.2020 года ежедневно писала для «Блога стилистки». Говорю о трендах и брендах нескучно, разумно и со смыслом. Подписывайтесь на мой канал, и я научу вас не бояться моды и любить стиль.