Найти тему
Стильная Практика

Красота сквозь века: каноны женской привлекательности в средневековье

Продолжаю цикл статей о женской красоте, начатый ранее.

Средневековье принципиально пересмотрело античные взгляды на женскую красоту. Чувственность и рельефность сменились многослойными одеяниями с причудливыми драпировками. На полотнах художников мы видим плоские прически, плоские лица, плоскую фигуру (известно, что практиковалось бинтование груди девочкам).

Петрус Кристус. 15 столетие. Фото: Яндекс Картинки
Петрус Кристус. 15 столетие. Фото: Яндекс Картинки

Высокий лоб, невыразительная колористика, брови и ресницы в самом что ни на есть натуральном состоянии. Портреты больше геометричны, чем физиологичны. Считается, что такой взгляд на красоту женщины сформирован этикой христианства. Образ Девы Марии, каким мы привыкли его видеть в иконописной традиции до эпохи Возрождения, перекликается с изображением реальных женщин. Так что никаких роковых взглядов и пухлых губ в духе «Игры престолов». Складывается ощущение, что глядя на женщину тех времен, впору было задуматься о вечности.

Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки
Кстати, женщина подобно Богоматери, воспринималась как источник жизни. Поэтому и тогда, как сейчас, беременность была в моде. И если женщина не носила под сердцем дитя, то старалась выглядеть беременной.
Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки

Для этого использовались специального кроя платья с драпировкой или подушечкой в области живота, имитирующие "положение".

Эпоха Возрождения разворачивает представления о привлекательности практически на 180 градусов. Антропоцентризм, красота и сила человеческого тела перемещаются в фокус внимания. Творцы Ренессанса обращаются к наследию античности.

И вновь идеальное тело становится рельефным. Всё по максимуму. Даёшь высокий рост, волосы – чем длиннее, тем лучше. Средневековые барышни прятали свои волосы под причудливые головные уборы. Но женщины эпохи Возрождения демонстрируют чудеса парикмахерского искусства.

Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки

«Волосы должны быть густыми, нежными, длинными, вьющимися цвета меда или меди или солнечных лучей». В моде был интеллект и, как следствие, высокий лоб. Никакой пластики. Только хардкор в виде бритвы, сбривающей линию роста волос надо лбом. Быстро и эффективно. Фигура напоминает синусоиду: внушительная грудь, узкая талия, широкие бедра. Всё очень сочно и аппетитно! Вот тогда никто и не думал предавать анафеме целлюлит.

Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки

Растительность на теле выщипывали пинцетом в целях профилактики педикулёза.

Писатели того времени вот как смакуют женскую красоту: женщина, подобная крепкому боевому коню, от которого всадник получит больше удовольствия, чем от старой клячи.

Нормальный, изящный комплимент. (Это был сарказм)

На платьях появляются декольте. Под платьем – накладные бёдра и животы. Воплощением идеала красоты можно считать Венеру Ботичелли.

Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки

Бледность кожи поддерживалась, можно сказать, натуральными средствами – свинцовой пудрой. Кто ещё думает, что в стародавние времена все было натуральное и безопасное для здоровья?!

В XVII веке торжествует эстетика барокко. Именно в этот период Париж становится столицей моды. Этот статус сохраняется за ним и поныне. Восхищение естественными формами отходит на задний план. Красота человеческого тела должна быть усовершенствована и доведена до класса люкс при помощи различных ухищрений. Так, причудливое сочетание культа человеческого тела, нарочитости и чувственности рождает новые представления о красоте.

Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки

Богатые формы должны сопровождаться исключительно тонкой талией, которую формируют при помощи корсета. Устройство крайне неблагоприятно влияло в целом на анатомию женского организма.

Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки

Лепить фигуру мечты у дочерей родители начинали задолго до наступления подросткового возраста. Известен факт, когда хирург, проводя вскрытие тела двухлетней девочки, обнаружил сильную деформацию грудины и 2 сломанных ребра в результате ношения корсета. Декольтирование достигло небывалых масштабов. Обилие кружева, лент, буфы, банты. Открыто было намного больше, чем закрыто.

Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки

Пышные юбки, предмет восторга всех девочек, надолго входят в моду. Массовое распространение богато декорированных аксессуаров: парики, каркасные воротники, вееры, малофункциональные зонтики, изысканные ювелирные украшения – случилось всерьез и надолго. Роскошный наряд мог стоить примерно как скромный замок на побережье.

Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки
В середине столетия в моду вошли мушки. Ходят легенды, что женщины в попытках добиться привлекательной округлости щек держали во рту пробковые шарики.

Прически представляли собой разнообразно уложенные локоны в сочетании с кружевами и малыми архитектурными формами. Понятно, что спать с такой прической неудобно. Были изобретены специальные подголовники. Мыть волосы и заново ваять шедевры каждый день было невозможно. Живность на теле процветала. У дам в ходу аксессуар в виде длинной спицы: на случай если ну очень уж сильно зачешется голова под массивной прической.

В начале столетия в качестве скрабов использовались сильнодействующие ядовитые вещества, наносившие вред и коже, и всему организму. О фруктовых кислотах мало кто догадывался. Свинцовые белила в сочетании с уксусом и яичным белком не теряли актуальности на протяжении века, создавая эффект блестящей гладкой и бледной кожи и трескаясь во время приятной беседы и сокращения мимических мышц. Рисовая пудра, измельченный алебастр, жемчужный порошок и прокаленные кости – всё шло в ход для создания аристократической белизны кожи.

Фото: Яндекс Картинки
Фото: Яндекс Картинки

В это время были изобретены румяна, не сходившие с лица несколько дней. Их изготавливали из специй и трав и наносили на ночь.

Обратите внимание на эти румяна. Даже на картине они смотрятся чрезмерными. В жизни, уверена, вид был ещё более странный. Фото: Яндекс Картинки
Обратите внимание на эти румяна. Даже на картине они смотрятся чрезмерными. В жизни, уверена, вид был ещё более странный. Фото: Яндекс Картинки

На этом я прервусь ненадолго, чтобы узнать ваше мнение о том, следует ли мне развивать тему и рассказывать о красавицах эпохи Рококо и ампира. Жду ваших ответов в комментариях.

Статья написана археологом, научным сотрудником Натальей Антоновой.

-13

Я Ирина Эриксон, стилистка. До 26.08.2020 года ежедневно писала для «Блога стилистки». Говорю о трендах и брендах нескучно, разумно и со смыслом. Подписывайтесь на мой канал, и я научу вас не бояться моды и любить стиль.