Доброго времени суток дорогие читатели!
Вот и прошли две недели нового года, многие с неохотой после долгих выходных вышли на работу. Что же касается нас, медицинских работников, то наверно многие из нас даже не заметили приближение праздников и выходных, так как график наш остается неизменным.
Сегодня речь снова пойдет о врачах приемного отделения. Я как-то уже писала на эту тему (обязательно ознакомьтесь, если не читали). Произошла данная ситуация со мной в ночное дежурство 2 января.
Поступает вызов.
Повод: Задыхается (причина неизвестна), 47 лет, М.
Оказавшись на вызове, я увидела лежащего на кровати мужчину. Вместе с женой мы его посадили на кровать. Он действительно задыхался, но как-то странно. Его одышка не подходила ни под один тип заболевания. Он делал глубокий вдох и форсированный выдох. Пытаюсь собрать анамнез, спрашивая у жены, курит ли он, есть ли установленные диагнозы бронхиальная астма или ХОБЛ. На все вопросы жена дает отрицательный ответ. Пациент тем временем сильно мечется, не может ни сидеть, ни стоять, ни лежать. Я, медбрат и жена никак не могли успокоить его.
- Держите крепче мне нужно измерить давление – говорю я. Про себя думаю «Неужели ТЭЛА?». После такой мысли мурашки побежали по спине.
С первого раза измерить давление у меня не получилось, как только я закрепила манжету на плече, пациент тут же ее сорвал. Тут уже у меня нервы были на предел и заорала что есть мочи.
- Да успокойтесь Вы сегодня или нет!
И вы не поверите, после моего крика пациент хоть и ненадолго, но успокоился.
- Быстро ставь катетер — говорю мед брату, а сама измеряю АД = 230\120 мм.рт.ст
- И часто у него такое давление? – обращаюсь к жене.
- Нет, нечасто – отвечает мне пациент.
- О, я рада, что вы с нами.
Пришло время измерить показатели кислорода крови, результат меня поразил.
SP = 99%!!!!!! Я такой сатурации не видела уже наверно полгода!!!
Сообщаю об этом жене и пациенту.
- И что это значит?
- Это значит, что вы не задыхаетесь, в вашем организме кислорода предостаточно.
Но пациент продолжал делать вид, что задыхается.
- Но мне правда тяжело, понимаете? Я не вру.
- Я Вам верю и постараюсь помочь, только, пожалуйста, перестаньте вести себя агрессивно и срывать аппаратуру, держите себя в руках, ничего смертельного я пока у вас не вижу.
- Хорошо. Извините — глухо отозвался пациент.
Пациент лег на спину (не задыхаясь при этом), медбрат снял ЭКГ, на которой была обнаружена аритмия.
- Была ли у вас аритмия?
- Нет, впервые слышу о ней.
- Употребляли сегодня или вчера алкоголь?
Пациент не торопился отвечать, я посмотрела на жену в ожидании ответа, но та смущенно отводила взгляд. Все становится сразу понятно, переспрашивать смысла не было, но все я же хотела уточнить.
- Скажите сколько дней вы пили? Это очень важно сейчас.
- Сегодня с утра мы были в гостях, и он выпил бутылку водки.
- А до этого?
- Ну, Новый год был, тоже чуть-чуть выпил, но он не алкоголик, в запои не уходит - пояснила жена.
Предложила пациенту сесть, прослушала легкие вдоль и поперек, но патологии обнаружено не было, к счастью.
После сбора анамнеза, жалоб, расшифровки ЭКГ, пальпации живота, аускультации легких, измерения АД, сатурации и пульса ничего жизнеугрожающего я найти у пациента не смогла, о чем тут же сообщила пациенту и жене.
- Возможно причина такой одышки высокое давление и содержание большого количества алкоголя в организме. Так же в голове пронеслась мысль о том, что пациент эмоционально нестабилен, я заметила, что у него периодически возникали приступы агрессии.
Вырисовывался диагноз «Гипервентиляционный синдром», но сообщить о своих подозрениях нужно было как-то аккуратно.
Гипервентиляционный синдром – психоневрологическая патология, приводящая к формированию патологического дыхательного ритма, увеличивающего лёгочную вентиляцию с развитием алкалоза. Сопровождается вариабельными вегетативными, алгическими, мышечно-тоническими, дыхательными, психическими нарушениями.
- Вы эмоциональный человек? – спрашиваю я.
Пациент смотрит на жену, не зная, что ответить.
- Ну да, но сейчас у него нет причин для переживаний, сейчас все хорошо. У него такое состояние уже было и не раз, но проходило все быстро. Мы обследовались полностью: и голову, и сердце, и легкие – ничего не нашли.
- Возможно, причина его одышки не в физиологической патологии – начинаю я – может быть, нужно было еще проконсультироваться у психолога?
- Вы что хотите сказать, что я псих? – недовольно крикнул пациент.
Я обреченно выдохнула и попросила медбрата сделать внутривенно Магния сульфат и дала таблетку Метопролола.
После проведенного лечения ему стало легче, он сказал, что ему стало легче дышать. Я уже обрадовалась, ведь в голове сложилась четкая картина. Гипервентиляционный синдром на фоне гипертонического криза, после стабилизации давления одышка исчезает.
Но праздновать победу было рано, через 10 минут, у пациента снова возник приступ одышки.
- Вам тяжелее вдохнуть или выдохнуть? – спрашиваю я у пациента.
- Н-Н-Н-Не з-з-з-наююю – откликнулся пациент.
-Боже, что же делать! – дрожащим голосом говорит жена.
- Расскажите мне, где вы работаете? – обращаюсь к пациенту.
Жена смотрит на меня с недоумением, а пациент тем временем выдохнул и начал длинный рассказ про свою работу. Во время своей тирады, у него ни разу не возник приступ одышки. А после контрольного измерения АД и ЭКГ, от давления и аритмии не осталось и следа.
- Вы настроены, ехать в больницу? – спрашиваю я.
-Да – отвечает жена.
- Нет – отвечает пациент – меня там лечить никто не будет, меня выгонят оттуда.
- Разумно — шепчу я.
- Нет, мы поедем, с этим нужно разобраться – настаивает жена.
- Имейте в виду, вас точно не госпитализируют, потому что мы вас уже вылечили, едем только на консультацию, все остальное зависит от врача.
- Мы согласны.
Что бы приступ одышки у пациента не возобновился, я всю дорогу спрашивала его о семье, детях, работе, образовании и т.д.
Пациент болтал без умолку, и, конечно же, не задыхался.
Мы подъехали к приемному отделению терапевтического стационара. Медбрат спросил меня, нужно ли ему помочь пациенту дойти до кабинета врача.
- Нет, ему уже лучше, отдыхай, я сама его провожу – говорю я медбрату, ведь время было 3 часа ночи, спать хотели все.
И вот тут начинается самая интересная часть рассказа.
Мы заходим в приемное отделение, пациент садится в комнате ожидания вместе с женой, я забираю документы и иду в кабинет врача.
- С чем приехали? – спрашивает меня врач.
- Гипертонический криз и аритмия впервые возникшая. Но ситуация неоднозначная доктор, у него странные приступы одышки, на астму и ХОБЛ не похоже, сатурация в норме, но при этом, он задыхается. Я не могу понять, что конца с ним происходит, возможно, это связанно с его психоэмоциональным состоянием. Днем употреблял алкоголь.
- Ясно все. Пусть проходит в кабинет.
Я вышла в холл, чтобы подозвать пациента, но ни его, ни жены там не оказалось.
- Они вышли в коридор – ответил охранник.
Выйдя в коридор, я увидела, что пациент сидит на корточках и снова задыхается.
- Вам нужно пройти в кабинет — обращаюсь я к пациенту.
- С-с-с-с-с-ейчас – отзывается пациент.
В коридор выходит врач, и пациент, завидев его, встает и идет с ним кабинет.
В кабинете пациенту измеряют АД и снимают ЭКГ. После осмотра врач начал сильно хамить пациенту.
- Взрослый мужик, чуть, что сразу скорую и в больницу, бухать меньше надо!
Пациент от одышки не мог ни слова сказать. Врач тем временем продолжал хамить ему.
- Подними кофту, я тебя послушаю.
Пациент схватился за кофту, но руки поднять не мог.
- ТЫ ЧЕ НЕ СЛЫШАЛ, Я ГОВОРЮ, МАЙКУ ПОДНИМИ, ЧЕ СЮДА ПРИЕХАЛ ТОГДА.
Я стояла в кабинете регистрации больных, дверь в кабинет врача была открыта, поэтому все всё слышали.
Через минуту пациент выходит из кабинета и бежит в холл и заваливается на стул, хваталась за горло. Я подбегаю к пациенту:
- Прошу вас успокойтесь! Смотрите на меня и делайте вдох и выдох. – Пациент никак не мог сконцентрироваться и метался то в одну, то в другую сторону.
К нам подходит врач, и, завидев это, говорит:
- У него судороги на фоне алкоголя.
- Что? – говорю я – вы серьезно?
- Да. Сейчас вы поедете в другую больницу, но нужно сделать ему Реланиум (противосудорожный препарат).
- Если вы так уверенны в своем диагнозе, делайте — отзываюсь я.
-Понимаете, доктор – обращается ко мне врач. – Наш Реланиум предназначен только для стационарных больных. Сделайте его Вы, пожалуйста.
- Доктор, вы с ума сошли? Вы ставите совершенно ошибочный диагноз и просите «скорую» сделать наркотическое лекарственное средство без повода? Вы знаете, чем это попахивает? Более того вы ставите диагноз и не хотите оказывать помощь пациенту? Если Вы не знаете, то я напомню, если врач ставит другой диагноз, он обязан оказать ему помощь в соответствии с протоколом и только потом передавать его бригаде скорой для дальнейшей транспортировки!
- Что ты такое несешь? Че так сложно сделать «Релашку»?
- Доктор у него нет судорог, как вы не понимаете, более того, если Вы так уверенны, почему не хотите сами ему сделать этот препарат? Я не ставлю диагноз «Эпилепсия. Судорожный синдром», я поставила другой диагноз и провела лечение согласно протоколу.
Доктор не стал мне отвечать, а просто развернулся и ушел. Я же кричу ему вслед.
- Ждите утром звонка от начальства! Я обязательно поинтересуюсь у них на счет Реланиума.
- Да помогите ему кто-нибудь уже! – плачет жена.
- Да он алкоголик — слышу галдеж медсестер.
Я сажусь напротив пациента, пытаюсь его успокоить и провести с ним дыхательную гимнастику.
Через минут 10 пациент успокоился и сказал:
- Я хочу домой, уведите меня отсюда.
- Мы сейчас поедем в другую больницу.
Я иду в кабинет врача забрать документы.
- Я обязательно сообщу врачу другого стационара, кто выставил такой диагноз – говорю я доктору.
- Да делай что хочешь — грубо отзывается врач – привозите, кого попало, с какой-то х*****, а я должен парится еще.
Я стою в дверях кабинета врача и вижу, что пациент стоит у входа в кабинет регистрации и все слышит. Все произошло настолько резко, что я не успела толком среагировать.
- Сними мне катетер – говорит пациент.
- Что? Нет, пусть он пока побудет на месте, может понадобиться нам – говорю я пациенту.
Но пациент, словно меня не слышал и повторил.
- Сними с меня катетер, я ему морду набью.
Тут пациент делает резкий рывок вперед, чтобы пройти в кабинет врача. Но перед ним в дверях стояла я. Вытянув руки вперед, я крикнула:
— Мужчина прекратите!
Но пациента настолько обуяла злость, что он со всего размаху толкнул меня. Я отлетела вбок, и не удержав равновесие, упала, ударившись о тумбочку. В приемном отделение нависла гробовая тишина. Первый кто подбежал ко мне, оказался пациент, забыв о своем обидчике.
- Девушка, извините, я случайно, я бы никогда такого не сделал – дрожащим голосом говорит он.
- Вытащите меня отсюда, мне больно — говорю я ему.
Тем временем уже подоспели медсестра и они все вместе помогли мне подняться.
Пациент после инцидента извинился еще очень много раз и его жена тоже. Врач же приемного отделения попросту закрылся в кабинете и кричал оттуда, чтобы мы увезли его в стационар.
Осознав, что произошло, пациент снова стал задыхаться. Я сидела в холле, держась за голову и бок и говорила пациенту:
- Пожалуйста, возьмите себя в руки, у меня уже нет сил успокаивать Вас. У меня жутко болит голова и бок.
- П-п-п-п-п-п-ростите - тянет пациент. Мы вместе вышли из приемного отделения и побрели к машине. В машине пациенту стало еще хуже, не зная как ему еще помочь, я подключила кислород и снова начала его успокаивать. По дороге ему, конечно же, стало лучше.
В другом стационаре нам повезло с врачом, она оказалась намного грамотнее, обходительнее, добрее, в конце концов.
Я рассказала всю историю от начала и до конца.
- Хорошо, я вас поняла, мы его, скорее всего, госпитализируем, постараемся помочь. С этим врачом я знакома не понаслышке, он частенько отписывает своих пациентов с непонятным диагнозом к нам. Я обязательно позвоню ему.
Я поблагодарила врача за понимание и вышла в коридор, где стояла жена пациента.
- Ну что? – с надеждой спросила она.
-Все хорошо, нам повезло с врачом, она вам точно поможет.
- Сильно болит? – прижав руки к груди, спросила она.
- Да есть чуть-чуть, не переживайте, я знаю, что он не специально.
- Простите нас еще раз, большое вам спасибо, вы нам помогли.
- Надеюсь, у вас все будет хорошо – улыбаюсь я. – Прощайте, надеюсь, больше не встретимся.
- Можно еще кое-что у вас спросить?
- Да, конечно.
- Скажите нам фамилию врача, приемного отделения того стационара.
На секунду я почувствовала себя героем мультика, где перед принятием решения на одном плече сидит ангел, а на другом демон.
Я замешкалась, но подумав еще пару секунд, сказала фамилию врача, добавив:
- Действуйте в рамках закона.
- Нет-Нет, что Вы, это не то, о чем Вы подумали. У нас есть связи, мы знаем, куда обратиться.
Оставшееся дежурство прошло на более позитивной ноте. Пару таблеток обезболивающего сделали свое дело. С утра я обратилась к заведующей по поводу этого вызова. Более того я досконально описала ситуацию в карте, что бы начальство обратило на это внимание. Но дальнейшее развитие эта история не получила. К этой ситуации я отнеслась с юмором, не привыкла драматизировать такие истории.
Возможно, я поступила неправильно. Я понимаю, пациент был не сахар, но на то мы и врачи, чтобы попытаться сгладить состояние пациента. Хочу отметить, что пациент ничего плохого врачу не сказал. Врач своим хамским поведением довел и так психически нестабильного пациента до ручки. Я не говорю о том, что врачи должны терпеть хамское отношение к себе. Ни в коем случае. И я считаю, что пациентов, которые хамят и угрожают, нападают на врачей нужно наказывать. Это не допустимо. Но! Если разбираться в этой ситуации, то виноваты, конечно, оба, но врач просто спровоцировал агрессию пациента, знав при этом о его состоянии. Более того, пациенты могут иногда грубо общаться с нами, оно и понятно, ведь им плохо, они болеют. Но многое здесь зависит от врача. Я всегда стараюсь выстроить доверительные отношения с пациентом, дать понять что мы не враги друг другу, что у нас есть общая цель — здоровье пациента. В моей практике тоже полно случаев, когда мне хамили, но тут нужно уметь грамотно поставить пациента на место.
Между врачами и пациентами, к сожалению, до сих пор огромная пропасть непонимания и ненависти друг к другу.Нас учат правилам этики и деонтологии, но многие пропускают эту информацию мимо ушей. Пациенты же в свою очередь считают врачей "обслугой", поэтому неизвестно когда эта пропасть исчезнет.
Дорогие читатели, будьте, пожалуйста, добрее и благоразумнее. Быть добрым намного сложнее, но оно того стоит.
Большое спасибо, что дочитали пост до конца! Буду рада вашим лайкам и комментариям!