Не хотелось мне писать на данную тему, но просмотрев материалы по последним тяжелым летным происшествиям, а также прочитав интервью авторитетнейших летчиков, как например М.Толбоева, считаю своим долгом изложить собственное мнение.
Как говорят у нас в авиации - первоклассный летчик, это не тот, кто на кителе знак первого класса носит, а тот, который с этим знаком живой на пенсию выходит. Грубовато, но верно. Такой же знак красуется и на моем кителе, теперь уже навсегда в шкафу, поэтому я имею право судить о том, что было, когда я сам сидел за штурвалом тяжелого военно-транспортного самолета. В то время (а это были 70-80 годы) полеты военно-транспортных самолетов производились по установленным трассам Министерства гражданской авиации (МГА), поэтому мы имели широкую возможность пообщаться с нашими гражданскими коллегами и оценить в полной мере уровень их профессиональной подготовки. А уровень этот был высочайший! Практически все пилоты МГА были выпускниками трех средних летных училищ МГА - Бугурусланского, Краснокутского, и Сасовского. Ступенями карьеры гражданского летчика (за редким исключением) являлись: помощник на Ан-2, командир Ан-2, помощник Ан-24, Як-40, командир Ан-24, Як-40, помощник Ту-134,Як-42, командир Ту-134, Як-42, помощник Ту-154, командир Ту-154, далее - так же на флагмана нашей гражданской авиации Ил-62 и международный отряд. Это идеальная схема и если были вариации, надеюсь знающие товарищи внесут в нее свои изменения, но в общем было так. Кроме того, этот процесс сопровождался многочисленными курсами повышения квалификации летного состава, переучиваниями, совершенствованием и, в том числе учебой в ленинградской Академии гражданской авиации. Такой системой подготовки и жесточайшего контроля уровня летного состава, обеспечивалось постепенное, пошаговое повышение летного мастерства и совершенное отсутствие случайных людей в креслах пилотов на самолетах, певозящих все большее количество пассажиров.
А что же сейчас? Набрав поисковый запрос "как стать гражданским пилотом", к моему огромному удивлению обнаружилось множество мест, как государственных, так и частных, где тебя обещают научить летному мастерству, как платно, так и бюджетно (последнее - гораздо труднее), даже отдельные авиакомпании имеют свои школы подготовки пилотов. После окончания - тоже просто - на правое кресло. Тип самолета определяется авиакомпанией - какие самолеты эксплуатирует, на такие и садись. Далее - тоже все просто - есть налет 1500 часов - добро пожаловать в командирское кресло. Обеспечить контроль, качество обучения, преемственность и уровень подготовки в таких условиях невозможно. Вот и получается, что из 13 авиакатастроф, с 2010 по 2019 год, 9 произошли по вине пилотов, причем самолеты были полностью исправны; 3 произошли по причине того, что экипаж не справился с возникшими неисправностями и только лишь одна по причине пожара и взрыва в полете, что от экипажа не зависило. Мало того, при разборе данных тяжелых авиапроисшествий часто обнаруживаются недействительные пилотские лицензии, просроченные медицинские документы, а что уж совсем плохо - алкоголь в крови пилотов. Не настораживает? Меня - очень да и не только меня.
Надеюсь, что коллеги меня поправят, или развеют мои опасения, чего бы мне очень хотелось! Может быть я не прав?
Пишите комментарии, очень жду.