Найти в Дзене
Коты и мы

Морозы, золото и люди

Не думала, что напишу об этом прекрасном и суровом крае - Усть-Нэре. Тем более, что здесь, на Дзене, мне не раз встречались "северные" статьи. А вот же познакомилась с одной интересной женщиной, которая прожила в этом поселке сорок с лишним лет. И захотелось рассказать о том, что я от неё узнала.

  • Сначала чуток истории с географией для тех, кто не в теме, а гуглить леть :)
…Усть-Нэра - посёлок городского типа на востоке Якутии, административный центр Оймяконского улуса (района) Республики Саха. Он расположился на правом берегу реки Индигирки в устье её правого притока – Неры. Как и Оймякон, находится на территории мирового полюса холода. Затерянный среди болот и сопок на полпути между Якутском и Магаданом, посёлок стал Северным Клондайком, на котором добывали до 20 тонн золота ежегодно. Без особых затрат, поскольку рудные жилы там выходят на поверхность и золотые россыпи в этих краях вовсе не сказка. Их открыли в середине 30-х годов. А в 1938-ом был создан «Дальстрой» - трест по управлению дорожным и промышленным строительством на Колыме.
Кроме золотодобывающей промышленности, здесь находился «Индигирлаг» - часть сталинского Гулага. Заключённые «Индигирлага» добывали золото практически голыми руками. Они же проложили трассу из Магадана. По оценкам историков всего на территории Якутии располагалось 105 лагерей ГУЛАГа, порядка 30 из них – в Оймяконском улусе. Именно сюда за свободомыслие ссылали советского поэта Бориса Ручьёва, советского поэта и прозаика Варлама Шаламова.
Позже золотодобывающие прииски объединили в государственный горно-обогатительный комбинат «Индигирзолото». В 90-е оно обанкротилось. Сейчас там работают немногочисленные артели и горнорудные частные предприятия.

Родители моей знакомой привезли её в эти края в 1966 году из солнечного Фрунзе. Как и многие – просто завербовались и уехали на Север. После тепла и изобилия Средней Азии Полюс холода показался им параллельным миром. Дикий контраст поначалу в голове не укладывался В первую зиму у моей знакомой, которой тогда было восемь лет, от морозов и ветра жутко болел лоб. В нём как будто образовалась ледышка, которая не размораживалась. Это потом они научились укутываться от макушки до пят.

Жили они в одном из немногих частных домов. Которых мало и сегодня. В основном на вечной мерзлоте построены четырёхэтажки на сваях. Иначе никак. Плюс Индигирка может разлиться так, что снесёт всё на своём пути.

Это май. Скоро ледоход. В это время Индигирка особенно коварна
Это май. Скоро ледоход. В это время Индигирка особенно коварна

Самая яркая достопримечательность этих краёв – погода. Ветра и морозы такие, что тем, кто там не бывал, представить невозможно. Там даже продают специальные градусники, на которых можно отследить температуру ниже -50. Самой холодной на памяти моей знакомой была зима, когда ртутный столбик опустился до минус 66 градусов.

Она вспоминает, что становится ещё хуже, когда при морозе поднимается ветер. Это нечасто, но бывает. Кажется, в 1977-ом совпали эти два погодных явления. Обморожения получил практически весь посёлок. На работу она бежала перебежками – ребёнка в садик, потом от магазина до магазина. И так же домой. А сын в санках сидел, укутанный кроме одежды ещё и в оленью шкуру, как кулёк, даже глаз не видно. Когда мороз стоит 45-50 градусов, стоит чуть дунуть ветерку, чувствуешь себя, словно голым и никакая шуба не помогает. Но когда за -50 переваливает, тут начинаешь чувствовать каждый градус. И слышать. Когда мороз сильный, воздух шелестеть начинает. Плюнешь, пока долетит до земли – уже комочек льда. Птицы замерзали на лету. Воздух воду не принимает, если бельё повесишь сушиться так весной мокрое и снимешь. А когда за – 60, то как-то ощущение холода теряется. Зато ощущаешь нехватку кислорода в воздухе. Дыхание перехватывает, начинаешь кашлять. Пар от дыхания замерзал на ресницах. Потом в тепло зайдёшь и тушь потекла. Но знакомая и её подруги были были молодыми, хотели быть самыми красивыми и, несмотря ни на что, всё равно, красились.

Выбор работы у жителей Усть-Неры невелик и тогда, и сейчас. Окончив школу, моя знакомая поработала в разных организациях. А в 90-е стали ликвидировать прииски и предприятия. И выбор стал ещё меньше, Тогда она устроилась в геологоразведку поваром. Выезжала с разными экспедициями. Запомнилось многое – как поисковики возвращались с маршрутов, сгибаясь под тяжестью рюкзаков с пробами. Как буровики ставили вышки и бурили, определяя глубину залегания золотой жилы. А она могла уйти и на три и на пять и на сколько угодно метров.

Вертолёт высадил экспедицию и улетает
Вертолёт высадил экспедицию и улетает

Однажды у экспедиции закончилась еда. Это было в 1985 году, когад моя знакомая впервые полетела из Усть-Нэры с поисковой партией геологов на участок в тайгу. Их было человек 15, она и мой сын. Жили в палатках. Еда была сытной, вкусной, но в основном из консервов и круп, поскольку перевозили припасы на вертолётах, а хранить разносолы в тайге негде. продукты подвозили на вертолёте. И вот, как-то закончились припасы в очередной раз. Прибывает вертолёт, но без съестного, поскольку начальник экспедиции решил заказать их в другой раз. А в этот – отправить как можно больше проб, набранных геологами. Небольшие запасы были, их геологи спокойно съели, рассчитывая на следующий рейс. Но в Усть-Нэре испортилась погода и вертолёт к ним не полетел. Через несколько дней распогодилось там и пошли дожди здесь. Почти полмесяца эекспедиция оставались в полном одиночестве, была только радиосвязь с посёлком.

Хотя они находились в настоящей, глухой тайге. Моя знакомая однажды даже выносливых якутских лошадок, которые таскали экспедиционное имущество с одной стоянки на другую, перепутала с молодыми лосями

Здесь должны быть быть и дичь, и грибы-ягоды, но закон подлости никогда себе не изменяет. Оттуда, где стояла экспедиция, как-то разом ушли и улетели все, на кого можно поохотиться. Не было и рыбы, хотя это настоящий рыбный рай. Росли одни грибы, которые экспедиционники собирали и ели. Кроме них из продуктов остались соль, лавровый лист, чай и манка. Спичек хватило впритык до следующего вертолёта.

Надёжные якутские лошадки
Надёжные якутские лошадки

Работать на манно-грибной диете мужчинам было тяжело. Но они продолжали исследования. Чтобы разнообразить рацион, позаимствовали овёс у лошадей. Его дробили и пекли лепёшки. Однажды геологи подстрелили куропатку. Моя знакомая попросила отдать мясо десятилетнему сыну. Все согласились, но кто-то, всё же, не выдержал, оттяпал у неё ножку.

Когда эта голодовка произошла, все стали видны, как на ладони, все сплотились. Друг за друга горой стали. А вообще в геологоразведке мужчины очень внимательные к женщинам, понимают, насколько им тяжелее в экспедиции.

моя знакомая вспоминает, что у них баня быланеобыкновенная. Полог натянули на небольшим ручьём, нарубили деревья, положили жёрдочки, поставили печку, в ней на берегу грелась вода. Берёшь ковшиком горячую из ручья – холодную, смешиваешь и моешься. На всех было только два банных тазика. В них и купались, и стирали, и солили рыбу. Но никто не пострадал и грязью не зарос.

Потом погода нормализовалась, вертолёт прилетел. С него стали крафтовые (т.е бумажные) мешки с хлебом кидать на землю. Когда знакомая, полмесяца сидевшая без хлеба, увидела это, то разрыдалась, что они этот хлеб так кидают.

Довелось ей поработать и на приисках. Например, на реке Еченка, притоке Индигирки.

Так моют золото и сегодня
Так моют золото и сегодня

Там было, так называемое, ураганное золото, когда жила выходит практически на поверхность земли. Для золотодобычи это шикарные условия. Такие места и породили легенды о том, как шёл человек, споткнулся о камень, а это оказался кусок золота и он вмиг разбогател. Но на самом деле такое бывает крайне редко. Золото нужно вымывать из породы. И это не так-то просто.

Золото где-то там, на дне, под потоками воды
Золото где-то там, на дне, под потоками воды

От холодов люди, приехавшие с материка, устают. И однажды моя знакомая приняла решение уехать из Усть-Нэры навсегда.

18 февраля 2007 года она отправилась в очередной выезд. Это было предприятие с цехами, поэтому отправились на работы так рано. Обычно ждут, пока растает снег. Где-то через неделю градусник стал на -56-58. Рабочие жили вагончиках, пока они топились, было нечего. Но потом случилось страшное...

На севере войны не надо - просто отключи электроэнергию и все: воды нет, тепла нет. Вот такая беда и случилась с экспедицией. Было так холодно, что утром просыпались, а волосы к подушке примёрзли. Раньше печки были дровяные, а в 2007 уже их не было. Устарели. Вот и мучились от холода.

Мужчины дали знакомой унты большого размера, она в них влезала вместе с тапочками, стояла на оленьей шкуре и, всё равно, мёрзли ноги. Плиту включала, она жарила по полной, но леденели голова и ноги.

Вот то жёлтенькое и есть золото
Вот то жёлтенькое и есть золото

Вот, что ещё она вспоминает.

Когда она вышла замуж, им с мужем дали комнату в бараке. Жили дружно с соседями. Вместе лепили пельмени - с мясом, рыбой и... с сухим луком. Свежего не было весьма частенько.

Лучшим холодильником была морозная улица. Холодные стайки или авоськи за окном. Рыбу для долгого хранения обливали водой - и на мороз. И так несколько раз, пока не получался ледяной куколь. В таком виде она легко лежала до тепла. То же делали и с капустой. В сентябре закупали несколько мешков. Часть заквашивали, часть оставляли, что бы съесть сразу, а оставшуюся замораживали. Заносишь в дом, кочан как стекло, только следи, чтобы не разбилась. Размораживаешь, а она мягкая, невкусная.

Ещё она поделилась со мной любимыми рецептами.

Берёшь полузамороженную белую рыбу, режешь соломкой, как на бефстроганов, на сковороде раскаляешь подсолнечное масло, чтобы кипело, всыпаешь туда красный острый перец, подсаливаешь рыбу, выливаешь в нее масло и перемешиваешь.То же делали из оленины. Но тут наоборот - мясо клали в кипящее масло. Оно схватывается за две-три минуты. Покипело и все, можно есть.

Или вот: берёшь трехлитровую банку и слоями выкладываешь лук кольцами и красную рыбу пока есть место в банке. Рыбу нужно полностью закрыть луком. Соль, перец и лавровый лист - по вкусу. Залили маслом подсолнечным. Через день-два можно есть!

Я, правда, не рискнула такое готовить :)

Здесь ссылки на другие интересные статьи:

Провал во времени - провал в Бермуды

Один сервал и 40 кошек. Как живёт сельский зооволонтёр

Я расскажу вам про... макарошечки

Четыре дня работаем - три отдыхаем

Пока жизнь или смерть

Вынос мозга или что надо врагиням рода человеческого?

  • Пожалуйста, если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал "ira-s-kotikom", чтобы не пропускать новые интересные материалы!