У нас в школе собирают согласие или несогласие родителей на подобное тестирование. Пока это распространялось на подростков 13ти лет, нашему младшему сыну ещё двенадцать, и мы просто ознакомились с информацией. Социализация в школах предполагает и данную сферу, и уже слышали про истории, как в соседней школе пятиклассники баловались каким-то веществом. На мой взгляд, если и делать профилактику в этой области в виде тестов, то лучше проводить семейный тест, про общие интересы детей и родителей. И ещё одна сторона вопроса, чтобы дать на что-то согласие, родителям важно представлять- в какой форме тесты, какие формулировки предлагаются детям.
Несколько лет назад встретилась книга норвежского автора Гюру Эйестад "Самооценка у детей и подростков- книга для родителей". Вспоминая статьи про скандинавское воспитание, когда авторы обращали внимание на отсутствие границ при современном воспитании (как отрицательный момент), сначала полистала книгу, увидев много глав с интересными подзаголовками, решила ознакомиться подробнее. В последствии многие главы перечитывала и делилась некоторыми цитатами с друзьями. Приведу и тут примеры о важных моментах, которые разбираются в книге. Там есть отдельные главы об изменениях физиологии у подростков, излагаются они не сухим языком, а с конкретными примерами с детьми из разных семей.
В том числе, рассказывается об исследованиях последнего десятилетия в области развития головного мозга у подростков, о его пластичности, об увеличении количества новых клеток в головном мозге к 12 годам. Физиология и гены задают рамки развития, а не предопределяют его. Именно среда и получаемый опыт, все события жизни, определяют, какие нейронные связи образуются и укрепятся, а какие исчезнут. Принято считать, что большую роль играют гормоны в изменении поведения подростков, а результаты последних наблюдений говорят о том, что изменения в головном мозге влияют на большую активность, желание испробовать новое и опасное, в том числе.
Ещё одна важная глава, в которой говорится о "вечно недовольных подростках", и рассматривается эта проблема в том ракурсе, что чаще всего это отражение поведения взрослых, а не проблема детей. Сначала именно взрослые начинают общаться в такой манере и постоянно высказывать недовольство, как результат- дети транслируют тоже самое в сторону взрослых. Поэтому автор книги лишний раз призывает чаще смотреть на себя, слышать свои интонации, а потом удивляться реакции со стороны подростков.
Книга на самом деле полезная для родителей и педагогов, советую с ней познакомиться. В ней подсказываются варианты, как направить энергию подростков в мирное русло, как помогать им справляться с трудностями жизни, именно помогать, а не осуществлять контроль. Потому что, судя по предлагаемым тестам, общество больше нацелено контролировать подрастающее поколение. Получая информацию о знании или не знании своего ребёнка родителями, их взаимоотношениях в семье, психологи и наркологи могут предлагать уже дальнейшие тесты. Конечно, это энергозатратнее для школы, но если школа всё равно привлекает специалистов, то логично действовать вместе с семьёй.