Введение
Помню, когда я училась в университете на специальности "Бизнес-информатика", мне всегда было сложно объяснить родственникам, на кого именно я учусь. Прошло время, я нашла работу. Но проще не стало – далеко не каждый понимает что за профессия такая – UX дизайнер. Так что обычно я говорю, что занимаюсь веб-дизайном ну или просто рисую сайты.
Но мне очень нравится моя работа. И нравится профессия в целом. Ведь UX специалисты реально упрощают работу с приложениями, продуктами, системами. Поэтому мне бы очень хотелось большему количеству людей рассказать о том, что же за специалисты делают их жизнь чуточку легче.
Кто такой юиксер
Начнем с того, что вообще такое UX. UX расшифровывается как "user experience" (пользовательский опыт). UX дизайн – это процесс создания продуктов, работать с которыми легко и удобно.
UX дизайнер – это специалист, который проектирует взаимодействие пользователя с системой, пользовательский опыт. В этом определении важно то, что проектируется именно взаимодействие, а не просто интерфейс. В смещении фокуса с системы на взаимодействие и заложена основная специфика и отличие UX дизайна – он сосредоточен на пользователе, его задачах, навыках, потребностях, а не только на строении и ограничениях системы или требованиях заказчика.
Чтобы фразы о взаимодействии звучали более понятно, приведу пример. Возьмем автоматы по продаже билетов на общественный транспорт в Праге. Разобраться в нем, особенно иностранцу, невозможно. Хотя, по сути, большинству людей тут нужны всего 3 кнопки – билет на полчаса, на час и еще на какой-то срок. Этот автомат полностью отражает строение системы, но ни капельки не заботится о пользователе. Много кнопок, плохо различимый шрифт на экране, отсутствие переводов таблицы с тарифами, мелкий текст инструкции, отсутствие возможности оплатить картой и, конечно, отсутствие шорткатов – быстрых кнопок, которые бы закрыли 80% потребностей людей.
Откуда взялись юиксеры
Раньше таких специалистов не было. Их обычно заменяли разработчики. Точнее, их работу частично делали разработчики.
Но рынок развивался и предъявлял новые требования к продуктам. Сервис должен быть не только доступным по цене и достаточным по функционалу, но и быть удобным, простым, легким в изучении, отзывчивым и заботливым.
Разработчики не всегда хорошо справлялись с проектированием простых и удобных продуктов. Они часто транслировали в интерфейс всю ту сложную логику, которая была реализована под капотом. Они не исследовали пользователей, не изучали их задачи, привычки, потребности, опыт. Поэтому продуктами было очень сложно пользоваться.
Постепенно ведущие компании, а за ними и все другие, стали приходить к тому, что за интерфейс и проектирование взаимодействия должен отвечать отдельный человек. Так в компаниях и появились UX дизайнеры.
Чем эти дизайнеры занимаются
Спектр задач UX дизайнера сильно зависит от компании. Если говорить в общем, UX дизайнер:
- Получает задачу со стороны бизнеса или находит ее сам, изучая пользователей
- Собирает требования по задаче
- Исследует пользователей: проводит опросы, интервью, тестирования
- Описывает сценарии взаимодействия, персоны, истории и что угодно еще
- Проектирует интерфейс
- Тестирует его
- Передает задачу в разработку
- Описывает какую-никакую документацию по всему сделанному
- После релиза измеряет метрики успеха, исследует новый опыт пользователей и следит за тем, что все работает корректно
Как я уже сказала выше – задачи очень сильно зависят от компании. От ее размеров, дизайн-процессов, специфики, предметной области и так далее. Так что в каких-то компаниях дизайнеры играют роль практически менеджеров-разработчиков-тестировщиков, а в других занимаются исключительно сбором требований и верхнеуровневым проектированием.
Вместо итогов
UX дизайнер – это адвокат пользователя. Он изучает пользователя, постоянно обновляет свои знания и делится ими с командой. Он стремится сделать продукт максимально простым и удобным. Он постоянно сомневается в своих решениях и проверяет их, проводя исследования.
UX дизайнер – это вечный искатель, с очень развитым чувством эмпатии и умением превращать море противоречивой информации в очень изящный и практически невидимый для пользователя интерфейс.
Надеюсь, теперь мне реже придется объяснять, чем же я все-таки занимаюсь:)