Найти тему
LegenDaily

Адвокатские истории. Сказ об угасшей любви и квартире покойного дедушки

Оглавление

Московскому адвокату Светлане Солнечной часто приходится иметь дело с историями мошенничества с недвижимостью. Большинство из них связаны с разводами и наследством. А некоторые — сразу и с тем, и с другим, как, например, вот эта история про Лилию и Ратибора.

Жила-была счастливая семейная пара, а потом она стала несчастной. Не сразу, конечно, лет семь они в браке-то прожили.

Лилия развелась с Ратибором через мировой суд, так как добровольно идти в ЗАГС и подавать совместное заявление на развод он отказывался. Уверял, что очень любит. В суде кричал, что Лилия — это роза его жизни, вставал на колени перед судьей, просил их не разводить. И грозил: «Я не дам развода!» На что судья ему мягко посоветовала не смотреть так много американских сериалов и поменьше читать наших дореволюционных писателей.

  • До революции 1917 года муж, действительно, мог не дать развода жене, так как в то время брак был церковный, и понятия «развод» не существовало. А в США до сих пор действует закон, согласно которому супруг может не давать развод. И тогда — длительный судебный процесс на годы.

У нас сейчас все проще: по Семейному кодексу, если один из супругов не хочет разводиться, брак можно расторгнуть через суд. В этом случае мировой судья может по ходатайству стороны дать срок для примирения, но не больше трех месяцев.

В общем, Лилия с Ратибором развелась и уехала в долгое путешествие. В Москве ее не было около девяти месяцев.

Когда же Лилия вернулась, она обнаружила, что в ее квартире живет Ратибор.

Что же случилось за время ее отсутствия?

Как только Лилия уехала, обозленный Ратибор подал иск о разделе совместно нажитого имущества. Он представил в суд документы, из которых вытекало, что в период брака Лилия купила и оформила на себя однокомнатную квартиру в Москве.

Позиция Ратибора основывалась на нормах Семейного кодека о совместно нажитом имуществе: все, что нажито в период брака, является совместной собственностью супругов, даже если имущество оформлено на одного супруга.

Суд слал Лилии повестки о дате слушания по адресу ее регистрации. О том, что Лилии сейчас в России нет, Ратибор судей не предупредил.

По нашему законодательству человек считается извещенным о дате слушания, если суд направил ему повестку по его адресу регистрации по паспорту.

ВНИМАНИЕ!!!

Риск неполучения повестки лежит на самом человеке! Не получил и не пришел в суд — твои проблемы.

Суд вынес решение в отсутствие Лилии и поделил ее квартиру пополам. Ратибор стал счастливым обладателем 1/2 недвижимости в Москве. В Сокольниках. Взбодрился, стал бегать в парке по утрам. Похудел, подтянулся. Когда Лилия вернулась из своего путешествия и зашла в квартиру, она не сразу поняла, кто перед ней. А когда поняла, то чуть его не убила.

Но не убила. Иначе это бы был рассказ об уголовном процессе, а не о гражданском.

Потом Лилия пришла ко мне с вопросом: «Что делать?»

Я подала апелляционную жалобу и ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного решения, ибо срок был пропущен на два месяца.

Суд срок восстановил, так как признал причины неявки уважительными. Я предоставила все документы, подтверждающие нахождение Лилии в длительном путешествии (брони билетов, аренда машин, отелей, копии виз, отметки в загранпаспорте).

В апелляционной инстанции мои доводы по отмене решения было следующими: хоть квартира и покупалась в период брака, но на деньги, которые Лилия получила в наследство от дедушки.
Согласно Семейному кодексу, имущество, полученное одним из супругов по наследству в период брака, является личной собственностью того супруга, на имя которого оно получено.

В суд я предоставила свидетельство о праве на наследство по завещанию, выписку с банковского вклада умершего дедушки (там было 7,5 млн рублей), договор купли-продажи квартиры и выписку со счета Лилии, где видно, что 7,5 млн она перевела в счет оплаты квартиры.

Между Лилиным вступлением в наследство и покупкой квартиры прошло 1,5 месяца.

Таким образом удалось доказать судьям, что квартира куплена на деньги, полученные по наследству. Поэтому Ратибор идет лесом. Там тоже хорошо бегается.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции.

Лилия вернула себе квартиру, а Ратибора пришлось оттуда выселять через суд — уж очень ему понравилось бегать в Сокольниках.

Мораль: не хочешь лишиться квартиры — чаще проверяй свой почтовый ящик!