Здравствуй уважаемый читатель. Сегодня я расскажу в своей статье об контактно транзисторной системе зажигания КТСЗ. Об её устройстве и применении на автомобилях.
В процессе развития электротехники и технологи производства, на бензиновых грузовых автомобилях с многоцилиндровым двигателем стали применять данные системы зажигания. Это своего рода промежуточная ступень между контактной и безконтактной системой зажигания.
В первичную (низковольтную) цепь такой системы входит: аккумуляторная батарея GB, выключатель зажигания S3, добавочный резистор Rд, первичная обмотка катушки зажигания L1, транзистор VT и контактный прерыватель S1.
Вторичная (высоковольтная) цепь системы зажигания не отличается высоковольтных цепей контактных систем зажигания.
Как и в контактной системе зажигания, в при включении стартера катушка зажигания Т1 питается током от клеммы втягивающего реле S3 (клемма КЗ), в обход добавочного резистора. А при включенном зажигании или работающем двигателе - через добавочный резистор.
Вывод первичной обмотки катушки зажигания подключен к контакту "Эмиттер" транзистора VT, а "Коллектор" транзистора-к массе. "База" же транзистора подключена к контактному прерывателю
Когда контакты прерывателя S1 замкнуты, при включении зажигания ток идёт по первичной цепи системы зажигания. На эмиттере появляется положительный потенциал, на базе отрицательный. Возникает управляющий ток транзистора Iб: Эмиттер-База-контакты прерывателя-масса. Этот ток открывает переход Эмиттер-коллектор Iк. Транзистор открыт и по цепи первичной обмотки идёт ток.
При размыкании контактов прерывателя. Транзистор запирается, переход эмиттер-коллектор закрыт и ток по цепи первичной обмотки прекращает идти. В этот момент во вторичной обмотке возникает высоковольтный импульс. Ток базы Iб намного меньше коллекторного тока Iк. Поэтому контакты прерывателя меньше изнашиваются. Конденсатор встроен в транзисторный коммутатор.
Более подробно элементы КТСЗ можно изучить, перейдя по ссылке:http://www.xn--b1agveejs.su/avtoelektronika/328-kontaktno-tranzistornaya-systema-zajiganiya.html
https://forum.allgaz.ru/showthread.php?s=cadd6b7d51f67431a84512737c8c64f1&t=64402
Данная система использовалась на автомобилях ЗИЛ 130 и ГАЗ 53
и имела следующую схему подключения
Но новые модели автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, а также ПАЗ,КАВЗ. Стали применять безсконтактную систему зажигания. Её можно было установить и на старые модели, установив соответствующие: коммутатор, датчик-распределитель и катушку зажигания:
В целом, в условиях массового производства грузовиков, насыщения рынка страны, любое изменение конструкции-применение дорогостоящих датчиков, привело бы к уменьшению выпуска продукции. А ведь машины нужны были в каждом уголке необъятной Родины. Они повышали производительность труда. Поэтому и изменения шли поэтапно. Так и заняла контактно-транзисторная система зажигания свою нишу в истории развития систем зажигания бензиновых двигателей.
Всем спасибо за внимание. Удачи. И до новых встреч.