Экономические преступления наносят сильный вред государству и всем сферам его деятельности. Последнее время можно наблюдать послабления в законодательстве. Но делается это почему-то выборочно (как, например, с декриминализацией валютных махинаций). Целые секторы экономики законодательно уводят в тень. Но есть и другие инициативы со стороны Следкома, в которых предлагается ужесточить наказание за неуплату налогов.
Если плательщиком является физическое лицо или индивидуальный предприниматель, то за неуплату налогов можно схлопотать статью 198 УК РФ, где при отсутствии особо крупного ущерба максимальным наказанием может быть лишение свободы до одного года. Для этого достаточно задолжать государству 2 миллиона 700 тысяч рублей.
В случае, если плательщиком является юридическое лицо, то эти действия подпадают под санкции статьи 199 УК РФ. Здесь максимальное наказание составляет до двух лет лишения свободы (если это сделано единолично и без особо крупного ущерба). Здесь планка уже гораздо выше – 15 замыленных миллионов рублей.
Мы, конечно, не претендуем на звание экспертов в области налогообложения и уголовно-процессуального законодательства, но некоторые формулировки от официальных лиц ведомства слегка удивили. Приведём их дословно, а потом уже попробуем поразмыслить.
Мы выступаем за усиление уголовной ответственности для физических лиц. Здесь нужно понимать - если юридическое лицо уклонилось от уплаты налогов на крупную сумму, ему придется отвечать и через год, и через 10 лет, как только состоится суд. А у индивидуальных предпринимателей, сколько бы они не утаили от казны, срок давности преступлений - всего два года. Даже при сумме ущерба свыше 45 млн рублей ИП легко может избежать наказания уже через 24 месяца. <...>. Поэтому предлагаем уравнять ответственность за уход от налогов.
Со стороны Следкома такие слова звучат странно, т.к. наказания, связанные с реальным лишением свободы, составляет до одного года для физ. лица-плательщика (198 УК РФ) и до двух лет для юр. лица-плательщика (199 УК РФ). Преступления, по которым могут отправить валить лес сроком до трёх лет, являются преступлениями небольшой тяжести со сроками давности в два года.
Если копнуть статью 199 УК РФ, и обнаружится группа лиц или особо крупный ущерб (а это 45 миллионов рублей), то весёлую компанию лиц могут отправить в места лишения свободы на срок до шести лет. И только тогда преступление будет считаться деянием средней тяжести со сроками давности в 6 лет (откуда взялось 10 лет - неясно).
Если говорить об уравнивании наказаний для плательщиков-физиков (индивидуальных предпринимателей) и плательщиков-юриков, то нужно поднимать и порог ущерба. Далеко не всегда ужесточение наказания оправданно и помогает экономике. Нужно сохранять баланс. Главное — чтобы всё не сводилось к тому, что физика вычислить и привлечь проще (поэтому мы его и нагибаем), чем фирмы-однодневки, оформленные на дропов.
На этом главный следственный орган страны не останавливается в своих идеях. Следствие желает получать материалы из налоговой сразу, как только преступная схема становится известной. Как говорят СМИ, сейчас налоговая передаёт материалы после того, как в установленный срок плательщиком не погашается недоимка по уплате налогов.
Здесь присутствует спорный момент. С одной стороны, когда имеются все признаки преступления, нужно возбуждать уголовное дело и накладывать арест на имущество, за счёт которого потом погашать ущерб. А вот с другой стороны, у плательщика есть время для погашения долгов. Если в таких махинациях лицо замечено впервые, то при возмещении ущерба оно может избежать уголовной ответственности.
Здесь важен один момент. Прекращение уголовного дела (если оно уже возбуждено) в связи с возмещением ущерба возможно судом, следователем и дознавателем (с согласия прокурора). Для этого иногда алчные представители власти не упускают возможности поживиться за счёт преступника, обещая ему освобождение от уголовной ответственности и назначение судебного штрафа.
Если проводить аналогии с неуплатой таможенных пошлин (194 УК РФ), то де-факто таможня давно возбуждается по признакам преступления, не дожидаясь направления уведомления об уплате пошлин. Наличие уголовного дела внесистемных должников пугает, и они бегут добровольно возмещать ущерб государству. Это позволяет делать палки оперативникам, дознанию, и заодно пополняется государственный бюджет.
После ликвидации Налоговой полиции стало гораздо меньше подразделений, заинтересованных в выявлении преступлений, связанных с неуплатой налогов. Фискальная специфика налоговой службы заточена немного на иные цели. Идеи Следкома по передаче матерьялов не лишены смысла. Но это требует не только взвешенности каждого шага, но и соответствующей квалификации следователей, которым последнее время сложно в понимание сложных экономических махинаций.
Экономические преступления должны быть на особом счету у государства. Но нужно из этого делать не только карательные вилы, но и давать возместить причинённый ущерб. При этом важно уделять внимание проблемам малого бизнеса, который наиболее уязвим от пристального внимания контролирующих органов. Увы, но многие законодательные инициативы работают избранно, когда одних карают, а других не замечают…
© Злой таможенник