Так сложилось, что передвижные посты весового контроля, оборудованные на базе автофургонов различных производителей, укомплектованы портативными автомобильными весами статического взвешивания всего 3…5 типов. Остановлюсь на одном из них – весах ВА-П, разработанных и серийно изготавливаемых крупнейшим в отрасли производителем весоизмерительной техники – АО «Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М». Многие сотни комплектов этих весов в течение ряда лет успешно используются в нашей стране инспекторами-дорожниками, УГАДН и ГИБДД (рис.1). Перечислю их главные достоинства лишь в той мере, в которой это понадобится нам в дальнейшем.
Рис.1
Первое. Это единственные портативные автомобильные весы, сертифицированные в соответствии с ГОСТ-Р 53228-2009 «Весы неавтоматического действия» и включенные в Государственный Реестр средств измерений. Этот факт усиливает «весомость» результатов взвешивания при их рассмотрении в государственных учреждениях.
Второе. Весы имеют наивысшие показатели надежности за счет использования абсолютно герметичных весоизмерительных датчиков из нержавеющей стали со степенью защиты IP68 по ГОСТ 14254 с уникальным гарантийным сроком 4 года.
Третье. Это единственные на момент написания статьи беспроводные портативные автомобильные весы, использующие широко применяемые в мире стандартные интерфейсы «Bluetooth» и «Wi-Fi». Весовыми терминалами являются КПК, нетбук или портативный компьютер со специализированным, ориентированным на задачи весового контроля, программным обеспечением. Нет кабелей – нет затрат времени на их раскладку и сматывание (рис.2). Нет кабелей – нечему выходить из строя при случайном наезде колеса грузовика или попадании в соленую лужу в межсезонье!
Рис.2
Четвертое. Специальное программное обеспечение (ПО) весов рассчитывает ущерб, наносимый дороге АТС-нарушителем и сумму его возмещения, распечатывает протокол и акт для дальнейшего оформления дела и передачи его в судебные инстанции. Наиболее важным является то, что ПО непрерывно корректируется в соответствии с изменениями законодательства и пожеланиями наших пользователей. Например, к концу года оно будет доработано в соответствии с содержанием Постановления Правительства № 12 от 9 января 2014 г., вступающим в действие с 1 января 2015 г.
Пятое. Недавно ведущим институтом РОССТАНДАРТА – ВНИИМ им. Д.И. Менделеева специально для весов ВА-П разработана методика выполнения измерений (МВИ) полной массы АТС путем суммирования последовательно измеренных его осевых нагрузок [1]. Ее наличие позволяет юридически легитимно определять полную массу АТС на передвижных постах весового контроля с использованием наших весов. Подробнее об МВИ будет написано ниже
Результат измерений
Процесс поосного статического взвешивания АТС с использованием весов ВА-2П очень прост. Тем не менее, как показывают запросы судей, рассматривающих жалобы перевозчиков, не всегда требования, изложенные в Руководстве по эксплуатации весов (РЭ), выполняются полностью. Часто это затрудняет принятие справедливого решения даже в тех случаях, когда полная масса или осевые нагрузки автомобиля существенно превышают разрешенные.
Иногда инспектора пренебрегают требованиями к площадке, на которой производится взвешивание. Она должна иметь твердое недеформируемое покрытие, выполненное из цементобетона или асфальтобетона согласно требованиям соответствующих ГОСТов. Неплоскостность площадки, определяемая величиной просвета под рейкой, не должна превышать ± 2 мм. Уклон – соответственно не более ± 3 мм/м.
При определении нагрузок на оси, входящие в состав двух- или трехосных тележек, следует обязательно использовать входящие в комплект весов резиновые вставки постоянной высоты. Их укладывается столько, чтобы все оси взвешиваемой тележки находились в одной плоскости (рис.3). Если в составе весов, приобретенных в стандартной комплектации их не хватает, то обращаться к дилерам зарубежных компаний не придется – все производится в Подмосковье!
Рис.3
К нам часто поступают запросы с просьбой дать разъяснения по метрологии процесса взвешивания АТС на весах ВА-П. Например, недавно были заданы следующие близкие по смыслу вопросы: «Влияет ли межосевое расстояние на погрешность весов?» и «Как отличаются погрешности взвешивания одиночных осей и осей, входящих в состав тележки?».
Ответ на оба вопроса предельно прост и краток – погрешность весов, как средства измерений, одинакова при измерении осевых нагрузок независимо от числа осей в тележке или величин межосевых расстояний. У исправных, поверенных и правильно установленных весов она не превышает ± 10 кг в диапазоне величин осевых нагрузок от 0,2 до 5 т и ± 20 кг при нагрузках свыше 5 и до 20 т включительно.
Весы измеряют и индицируют в цифровом виде именно ту величину осевой нагрузки, которая на него в настоящий момент действует. Но вот сама величина нагрузки на конкретную ось конкретного автомобиля может меняться в более широких пределах [2]. Оказывается, действуя педалями тормоза, газа, рычагом переключения передач, стояночным тормозом и рулевым колесом, можно добиться перераспределения нагрузок между осями в пределах нескольких сотен килограммов. Таким образом, погрешность результата измерений в каждом конкретном случае может превысить погрешность средства измерений (весов) во много раз!
С целью достижения минимальной погрешности результата измерений осевых нагрузок и полной массы АТС надо следовать указаниям Руководства по эксплуатации весов ВА-П. В нем написано, что при измерении осевой нагрузки каждой оси необходимо, чтобы в момент взвешивания водитель не пользовался педалями тормоза и газа, стояночным тормозом, а рычаг переключения передач находился в нейтральном положении. Для предотвращения скатывания оси с платформы весов необходимо пользоваться штатным «башмаком» АТС, который следует подкладывать под одно из колес оси, наиболее удаленной от весов. К сожалению, этим часто пренебрегают, считая этот шаг в технологии поосного взвешивания тривиальным и малозначимым.
Полная масса АТС
Методика выполнения измерений [1] разработана в соответствии с Федеральным Законом № 102 «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г. и Приказом МВД № 1014 от 8 ноября 2012 г. «Об утверждении Перечня средств измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним» и другими нормативными документами по весовому контролю.
Проведенными ВНИИМ им. Д.И.Менделеева и АО «ВИК «ТЕНЗО-М» исследованиями установлено, что границы суммарной погрешности определения полной массы АТС путем последовательно измеренных с помощью весов ВА-П осевых нагрузок составляют W = ± 2 %. В суммарную погрешность входят такие составляющие как погрешность самих весов как средства измерения, изменение положения центра тяжести груза АТС, перераспределение осевых нагрузок при перемещении АТС между их замерами и т.д.
При проведении взвешивания необходимо, чтобы перед весами и после них имелись прямолинейные и горизонтальные участки дороги длиной, не менее длины взвешиваемого АТС. Требования к площадке для размещения весов указаны выше (раздел 2). При установке весов необходимо убедиться, что каждая платформа опирается на все 6 опор-датчиков, т.е. нет, так называемого, «эффекта табуретки».
В этой статье мы старались акцентировать внимание практиков на том, что портативные автомобильные весы ВА-П являются надежным и высокоточным средством измерений. Для полной реализации их возможностей при осуществлении весового контроля АТС на передвижных постах следует придерживаться описанных выше рекомендаций относительно размещения весов и технологии процесса взвешивания