Тип подводных лодок "Малютка" собирательный, под ним объединены три, пусть и схожих, но разных проекта малых подводных лодок военного морского флота СССР предвоенного, военного и послевоенного периода.
История "Малюток" начинается в конце 20-х годов двадцатого века, когда молодое государство СССР озадачилось насыщением своего тихоокеанского флота боевыми подводным кораблями ну и надводными тоже. Если надводные надо было однозначно перегонять по воде, то с подводными лодками мог пригодиться опыт перевозки их по железной дороге, как это было сделано в царской России. Вот только попытка перевозки достаточно крупных "Щук" и "Ленинцев" в разобранном виде наткнулась на серьезные проблемы в их сборке по месту прибытия. Тогда зародилась идея создания проекта лодки целиком вписывающейся в формат железнодорожной платформы, без какой либо разборки. Понятно, что такая лодка была резко ограничена по габаритам, а соответственно по водоизмещению, автономности, вооружению и далее, и далее, и далее. Но перспектива получить, нечто вроде подводного сторожевика, которого можно легко перевезти по железной дороге и сразу спустить на воду была очень заманчива. Почему сторожевика, ну потому, что лодки первого проекта предназначалась для защиты баз и далеко от них бегать не планировали. Следующие проекты с подросшими размерами и возможностями уже были способны добегать и до вражеских берегов. Но обо всем по порядку.
Чтобы не изобретать велосипед ответственный за разработку проекта Алексей Николаевич Асафов взял за основу "Миногу", подводную лодку царских времен, водоизмещением 120 тонн. К 20 марта 1932 года проект новой малой лодки утверждают, а 29 августа 1932 была заложена первая лодка проекта, получившего наименование "Малютка", или малая подводная лодка типа М шестой серии. Как это не прискорбно, но многие рекомендации проектировщика при изготовлении проигнорировали, например вместо сварного соединения корпуса применили заклепки. По конструкции лодка была однокорпусной, с тремя цистернами, центральная располагалась внутри прочного корпуса, а кормовая и носовая вне его, в легких оконечностях. Ходовая часть была представлена дизель-электрической установкой в количестве одной штуки работавшей на один гребной вал. Батарейная группа располагалась в центральном отсеке и состояла из 56 элементов.
Вооружение состояло из двух носовых торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра и одной пушки калибра 45. Достаточно зубастая "Малютка" вышла, но вот характеристики первых лодок шестой серии не очень радовали. Проект обещал надводную скорость в 13 узлов, скорость подводная должна была быть шесть с хвостиком. Рабочая глубина в 50 метров. Водоизмещение надводное 157 тонн, подводное 197. Длина 36,9 метра ширина 3 и 13 десятых метра. Но первые испытания подводных лодок, мягко говоря удручали. Скорость надводная у отдельных экземпляров вышла на пять узлов ниже проектной, чтобы занырнуть на глубину требовалось 80 секунд, больше чем у более крупных лодок. Мореходность вообще не радовала, закончилось все созданием комиссии, которая выяснила как именно допиливать столь разочаровавшие лодки. По итогу соединения в корпусе стали делать строго электросваркой, как и настаивал проектировщик, форму кормовой оконечности изменили, систему заполнения балластных цистерн довели до ума. Все оставшиеся лодки доделывали с учетом изменений позволивших добиться изначальной проектной скорости надводного и подводного хода, а время погружения сократить в полтора раза. Все же изменений было много поэтому их оформили в отдельный проект "Малютка" серии шесть бис, по которому 13 августа 1933 года приняли решение к уже имевшимся 30 лодкам достроить 20 по новому проекту. Бисовский вариант имел систему срочного погружения, правильно подобранная форма гребного винта и доработанные еще более тщательно кормовые обводы дали прирост скорости надводного хода до 13 узлов. Эти 20 улучшенных малюток первого варианта разошлись по трем флотам, 12 на Балтике, 6 на Тихом океане и две в Черноморском флоте.
Неизбежные недостатки первых "Малюток", вызванные ограничениями по размерам привели к переработке проекта с целью улучшения ходовых качеств лодок, но с сохранением возможности перемещения по железной дороге без разборки. Это был отдельный проект, руководил им Петр Иванович Сердюк, на базе опыта постройки "Малюток" шестой бис серии, им был создан так называемый проект 40, или 12 серия. Новые Малые подводные лодки были длиннее предшественниц на 20%, ширина подросла на 10%, а водоизмещение благодаря этим приращениям на целых 40%. По итогу длина лодок 12 серии составила сорок четыре метра, с половиной, ширина три и три метра. Водоизмещение надводное 206 тонн, подводное 258. Надводная скорость 14 узлов, подводная 7,8.
Вполне ожидаемо улучшилась мореходность и обитаемость. Лодки нового проекта вполне годились, чтобы добегать до берегов противника в акваториях внутренних морей и вдоль бережка по океанам. Вот только вооружение осталось на прежнем уровне и его было маловато. Всего было построено 46 лодок этой серии, из них 28 успели ввести в строй до начала Великой Отечественной, оставшиеся 18 доделали и сдали уже в войну.
Но что называется нет пределов жажде совершенствования и в тот момент, когда во всю ударно строили 12 серию, принимается решение еще улучшить малые лодки. Так появляется 15 серия, она же проект 96. Автором этого проекта был Федор Федорович Полушкин, по данному проекту "Малютка" стала полуторакорпусной, цистерны балласта перекочевали во внешние узкие були, что освободило место внутри улучшив обитаемость, силовая установка стала двухвальной, что увеличило живучесть, торпедных аппаратов стало четыре. Скоростные характеристики не особо улучшились, а скорость подводного хода даже немного снизилась, но улучшенная обитаемость и повысившаяся мореходность того стоили. Первая лодка проекта была заложена 31 марта 1940 года и закончена 4 февраля 1941, всего до войны успели сдать флоту четыре лодки 15 серии. Оставшиеся 53 были сданы во время и уже после завершения войны. Как и предшественницы лодки 15 серии могли перевозиться по железной дороге, но только с отстегнутыми бортовыми булями.
Если первые две серии можно отнести к дозорно-учебным лодкам, за всю войну они серьезно, да и не серьезно, не продырявили, ни одного боевого корабля, или грузового судна противника, то лодки 12 и 15 серии смогли записать на свой счет 61 судно и 10 боевых кораблей.