Найти тему
Элла Гор

Почему средневековые исламские художники и боялись слепоты и желали ее? Великолепный век. Особое мнение

Оглавление

Продолжая тему искусства, затронутую в сериале "Великолепный век, (предыдущие публикации здесь , здесь и здесь) вернемся к художникам исламского средневековья. Нам показали их совсем мало, но по другим произведениям других авторов (Орхан Памук. "Меня зовут Красный"), пишущих о том же историческом периоде, мы можем узнать, что скрывалось за их внешним терпеливым спокойствием, какие страсти кипели в их мятущихся творческих душах, какие противоречивые философские дилеммы, мечты и мысли терзали их.

Говорят, что когда великих мастеров прошлого вынуждали работать в чужой манере и подражать чужим мастерам, они смело брали в руки иглу и ослепляли себя, чтобы защитить свою честь, и после этого, до того момента, когда на них сходила, как награда Аллаха, вечная слепота, они клали перед собой какую-нибудь замечательную миниатюру и смотрели на нее не отрываясь часами, иногда днями.

Слепота, наступавшая в последний период жизни великих художников Герата и Шираза, считалась показателем чрезмерной работы и одновременно была предметом гордости – как награда, данная Аллахом великому мастеру за труд и талант. Было время, когда в Герате с подозрением смотрели на старых мастеров, не ослепших в пожилом возрасте. Многие мастера, дожив до глубоких седин, просто мечтали о слепоте.

Старые мастера Герата и Шираза  говорили так: художник должен пятьдесят лет подряд рисовать лошадей, лишь тогда он нарисует настоящую лошадь - такую, какой ее видит Аллах, а не человеческий глаз (т.е. идею лошади, а не саму лошадь - прим.автора). И добавляли, что лучшие рисунки лошадей были сделаны в темноте – ведь настоящие художники через пятьдесят лет работы слепнут и привыкают рисовать лошадь по памяти.

-2

"А когда нам, молодым художникам, втайне заказывают рисунок в европейской манере, и мы стараемся нарисовать не ту самую совершенную лошадь, как рисовали старые мастера, а самую обычную, конкретную лошадь. И это просто одна из многих лошадей, что водятся в странах, подвластных нашему падишаху. Она нарисована так, как рисуют европейские мастера, она более живая, чем та, что видит Аллах; это конкретное животное, живущее в Стамбуле, в своей конюшне и со своим конюхом. И глядя на такую лошадь, венецианский дож улыбается и думает: если османские художники так рисуют, значит, османы стали похожими на нас. Ведь если человек рисует лошадь по-другому, он и всю Вселенную воспринимает по-другому".

-3

А теперь три истории...

Алиф (А)

Художники всегда боялись слепоты и старались разными способами предупредить ее: например, арабские мастера на рассвете подолгу смотрели на запад, на горизонт; большинство художников Шираза по утрам натощак ели грецкий орех с толчеными лепестками роз. Сейит Мирек из Герата, учитель великого мастера Бехзада, относился к слепоте просто. Он считал, что слепота – это не беда, а счастье, посланное Аллахом художнику за то, что он всю жизнь посвятил красоте, созданной Всевышним. Ведь только по памяти слепого художника можно понять, какой сам Аллах видит вселенную.

-4

Когда великому мастеру Миреку исполнилось семьдесят лет, султан  в качестве награды великому мастеру открыл перед ним закрытую на много замков сокровищницу, где хранились тысячи книг. Три дня и три ночи мастер Мирек при свечах рассматривал в легендарных книгах изумительные миниатюры, нарисованные старыми мастерами Герата. После этого он ослеп. Приняв новое состояние с пониманием и покорностью, великий мастер перестал разговаривать и рисовать.
Вывод. Художник, увидевший несравненные картины бесконечного времени Аллаха, не может вернуться к книжным страницам, сделанным для простых смертных.

-5

БА (Б)

Однажды султан Абуллатиф захватил Герат и  решил быстренько сделать книгу в честь своего отца, для чего собрал художников, каллиграфов, переплетчиков и очень торопил их с работой; в результате получилась путаница: рисунки и тексты не соответствовали друг другу. Абдуллатиф повелел собрать всех художников Герата, чтобы они определили, какой рисунок к какой истории относится. Но мнения мастеров не совпадали, и все запуталось еще больше.

-6

Тогда разыскали совсем старого художника, который пятьдесят четыре года делал книги для правителей Герата и их наследников, потом состарился и был забыт. Старый мастер был слеп, и когда он появился, кто-то удивился, а кто-то засмеялся. Мастер, не обращая внимания на окружающих, попросил привести ребенка младше семи лет, не умеющего читать. Ребенка привели. Старый мастер положил перед ним рисунки и велел рассказывать, что он видит. Ребенок рассказывал, что изображено на рисунках, а старый художник, подняв незрячие глаза к небу, говорил: «Шах-наме» Фирдоуси, Искендер обнимает умершую Дару. «Гулистан» Саади, рассказ об учителе, влюбленном в юного ученика… Узнавая рисунки по описанию ребенка, старик помог правильно разместить их в книге.

-7

Тогда султан  спросил старика, как он не видя, сумел все правильно определить. «Просто я, старый и слепой художник, знаю, что Аллах создавал мир таким, каким его хотел бы видеть умный семилетний ребенок. - был ответ старика. - Аллах создавал мир так, чтобы сначала его можно было видеть. А потом дал нам язык и  слова, чтобы мы могли поделиться увиденным, но мы из этих слов сделали истории и считали, что рисунок существует не сам по себе, а лишь как дополнение к этим историям.
Вывод. Рисовать – это значит искать Аллаха и видеть вселенную такой, как видит ее Аллах».

-8

Джим (Д)

Когда-то в художественной мастерской   Джихан-шаха прославленный мастер Шейх Али из Тебриза сделал превосходные иллюстрации к книге «Хосров и Ширин».
Когда работа была сделана едва наполовину, Джихан-шах уже понял, что станет обладателем книги, равной которой нет в мире. Джихан-шах боялся своего соседа султана Ахмета,  которому он завидовал и потому объявил его своим главным врагом. Джихан-шах подумал, что  его художник Шейх Али может сделать новую книгу, еще лучше этой, а заказчиком вполне может стать его соперник султан Ахмет.

-9

Счастье Джихан-шаха отравляла мысль, что кто-то другой может быть так же счастлив, как он, и решил убить художника, когда работа над книгой будет закончена. Но добросердечная красавица черкешенка из его гарема сказала ему, что достаточно ослепить мастера. Джихан-шах согласился с этим и сообщил свою волю приближенным.

-10

Решение шаха дошло до мастера, но он не бросил работу над книгой и не покинул Тебриз. Художник не стал медлить с работой, чтобы оттянуть миг своего ослепления, и не пытался рисовать плохо. Вдохновение и усердие его не ослабли. Наконец, книга была закончена, и, как и ожидал мастер, его сильно хвалили, осыпали золотом, а потом ослепили. Еще не прошла боль в глазах, а художник уже явился ко двору султана Ахмета. «Я слеп, – сказал он, – но вся красота книги, которую я делал последние одиннадцать лет, каждый удар кистью и пером настолько запечатлелись в моей памяти, что рука моя может все нарисовать по памяти. Мой господин, я нарисую тебе самую лучшую книгу. Я не вижу больше мерзостей этого мира и могу по памяти изобразить для тебя все красоты Аллаха». Султан Ахмет поверил великому художнику, и тот по памяти нарисовал для него лучшую книгу всех времен. Кто видел, тот знает.
Вывод.  Слепота – это счастливая вселенная, где нет места шайтану и преступлению."

-11

(Орхан Памук. Меня зовут Красный. Стамбул)

Уважаемые читатели! Написание такого рода статей требует времени и мотивации для автора в виде вашего одобрения - ваших лайков, подписки на канал и репостов. Так я понимаю, что мои статьи вам, действительно, нужны и интересны. Поэтому поддержите канал - и я постараюсь и дальше радовать (или наоборот, раздражать - кому что по вкусу) уважаемую публику! )))