Продолжая тему искусства, затронутую в сериале "Великолепный век, (предыдущие публикации здесь , здесь и здесь) вернемся к художникам исламского средневековья. Нам показали их совсем мало, но по другим произведениям других авторов (Орхан Памук. "Меня зовут Красный"), пишущих о том же историческом периоде, мы можем узнать, что скрывалось за их внешним терпеливым спокойствием, какие страсти кипели в их мятущихся творческих душах, какие противоречивые философские дилеммы, мечты и мысли терзали их.
Говорят, что когда великих мастеров прошлого вынуждали работать в чужой манере и подражать чужим мастерам, они смело брали в руки иглу и ослепляли себя, чтобы защитить свою честь, и после этого, до того момента, когда на них сходила, как награда Аллаха, вечная слепота, они клали перед собой какую-нибудь замечательную миниатюру и смотрели на нее не отрываясь часами, иногда днями.
Слепота, наступавшая в последний период жизни великих художников Герата и Шираза, считалась показателем чрезмерной работы и одновременно была предметом гордости – как награда, данная Аллахом великому мастеру за труд и талант. Было время, когда в Герате с подозрением смотрели на старых мастеров, не ослепших в пожилом возрасте. Многие мастера, дожив до глубоких седин, просто мечтали о слепоте.
Старые мастера Герата и Шираза говорили так: художник должен пятьдесят лет подряд рисовать лошадей, лишь тогда он нарисует настоящую лошадь - такую, какой ее видит Аллах, а не человеческий глаз (т.е. идею лошади, а не саму лошадь - прим.автора). И добавляли, что лучшие рисунки лошадей были сделаны в темноте – ведь настоящие художники через пятьдесят лет работы слепнут и привыкают рисовать лошадь по памяти.
"А когда нам, молодым художникам, втайне заказывают рисунок в европейской манере, и мы стараемся нарисовать не ту самую совершенную лошадь, как рисовали старые мастера, а самую обычную, конкретную лошадь. И это просто одна из многих лошадей, что водятся в странах, подвластных нашему падишаху. Она нарисована так, как рисуют европейские мастера, она более живая, чем та, что видит Аллах; это конкретное животное, живущее в Стамбуле, в своей конюшне и со своим конюхом. И глядя на такую лошадь, венецианский дож улыбается и думает: если османские художники так рисуют, значит, османы стали похожими на нас. Ведь если человек рисует лошадь по-другому, он и всю Вселенную воспринимает по-другому".
А теперь три истории...
Алиф (А)
Художники всегда боялись слепоты и старались разными способами предупредить ее: например, арабские мастера на рассвете подолгу смотрели на запад, на горизонт; большинство художников Шираза по утрам натощак ели грецкий орех с толчеными лепестками роз. Сейит Мирек из Герата, учитель великого мастера Бехзада, относился к слепоте просто. Он считал, что слепота – это не беда, а счастье, посланное Аллахом художнику за то, что он всю жизнь посвятил красоте, созданной Всевышним. Ведь только по памяти слепого художника можно понять, какой сам Аллах видит вселенную.
Когда великому мастеру Миреку исполнилось семьдесят лет, султан в качестве награды великому мастеру открыл перед ним закрытую на много замков сокровищницу, где хранились тысячи книг. Три дня и три ночи мастер Мирек при свечах рассматривал в легендарных книгах изумительные миниатюры, нарисованные старыми мастерами Герата. После этого он ослеп. Приняв новое состояние с пониманием и покорностью, великий мастер перестал разговаривать и рисовать.
Вывод. Художник, увидевший несравненные картины бесконечного времени Аллаха, не может вернуться к книжным страницам, сделанным для простых смертных.
БА (Б)
Однажды султан Абуллатиф захватил Герат и решил быстренько сделать книгу в честь своего отца, для чего собрал художников, каллиграфов, переплетчиков и очень торопил их с работой; в результате получилась путаница: рисунки и тексты не соответствовали друг другу. Абдуллатиф повелел собрать всех художников Герата, чтобы они определили, какой рисунок к какой истории относится. Но мнения мастеров не совпадали, и все запуталось еще больше.
Тогда разыскали совсем старого художника, который пятьдесят четыре года делал книги для правителей Герата и их наследников, потом состарился и был забыт. Старый мастер был слеп, и когда он появился, кто-то удивился, а кто-то засмеялся. Мастер, не обращая внимания на окружающих, попросил привести ребенка младше семи лет, не умеющего читать. Ребенка привели. Старый мастер положил перед ним рисунки и велел рассказывать, что он видит. Ребенок рассказывал, что изображено на рисунках, а старый художник, подняв незрячие глаза к небу, говорил: «Шах-наме» Фирдоуси, Искендер обнимает умершую Дару. «Гулистан» Саади, рассказ об учителе, влюбленном в юного ученика… Узнавая рисунки по описанию ребенка, старик помог правильно разместить их в книге.
Тогда султан спросил старика, как он не видя, сумел все правильно определить. «Просто я, старый и слепой художник, знаю, что Аллах создавал мир таким, каким его хотел бы видеть умный семилетний ребенок. - был ответ старика. - Аллах создавал мир так, чтобы сначала его можно было видеть. А потом дал нам язык и слова, чтобы мы могли поделиться увиденным, но мы из этих слов сделали истории и считали, что рисунок существует не сам по себе, а лишь как дополнение к этим историям.
Вывод. Рисовать – это значит искать Аллаха и видеть вселенную такой, как видит ее Аллах».
Джим (Д)
Когда-то в художественной мастерской Джихан-шаха прославленный мастер Шейх Али из Тебриза сделал превосходные иллюстрации к книге «Хосров и Ширин».
Когда работа была сделана едва наполовину, Джихан-шах уже понял, что станет обладателем книги, равной которой нет в мире. Джихан-шах боялся своего соседа султана Ахмета, которому он завидовал и потому объявил его своим главным врагом. Джихан-шах подумал, что его художник Шейх Али может сделать новую книгу, еще лучше этой, а заказчиком вполне может стать его соперник султан Ахмет.
Счастье Джихан-шаха отравляла мысль, что кто-то другой может быть так же счастлив, как он, и решил убить художника, когда работа над книгой будет закончена. Но добросердечная красавица черкешенка из его гарема сказала ему, что достаточно ослепить мастера. Джихан-шах согласился с этим и сообщил свою волю приближенным.
Решение шаха дошло до мастера, но он не бросил работу над книгой и не покинул Тебриз. Художник не стал медлить с работой, чтобы оттянуть миг своего ослепления, и не пытался рисовать плохо. Вдохновение и усердие его не ослабли. Наконец, книга была закончена, и, как и ожидал мастер, его сильно хвалили, осыпали золотом, а потом ослепили. Еще не прошла боль в глазах, а художник уже явился ко двору султана Ахмета. «Я слеп, – сказал он, – но вся красота книги, которую я делал последние одиннадцать лет, каждый удар кистью и пером настолько запечатлелись в моей памяти, что рука моя может все нарисовать по памяти. Мой господин, я нарисую тебе самую лучшую книгу. Я не вижу больше мерзостей этого мира и могу по памяти изобразить для тебя все красоты Аллаха». Султан Ахмет поверил великому художнику, и тот по памяти нарисовал для него лучшую книгу всех времен. Кто видел, тот знает.
Вывод. Слепота – это счастливая вселенная, где нет места шайтану и преступлению."
(Орхан Памук. Меня зовут Красный. Стамбул)
Уважаемые читатели! Написание такого рода статей требует времени и мотивации для автора в виде вашего одобрения - ваших лайков, подписки на канал и репостов. Так я понимаю, что мои статьи вам, действительно, нужны и интересны. Поэтому поддержите канал - и я постараюсь и дальше радовать (или наоборот, раздражать - кому что по вкусу) уважаемую публику! )))