Между государством и налогоплательщиками ведётся многовековая игра в «кошки-мышки». На кону — миллиарды рублей, недошедших до казны, и свобода тех, кто осмелился пойти против государства. Следственный комитет отмечает, что за последние 10 лет из-за налоговых преступлений бюджет потерял 450 млрд рублей. Сейчас не то время, чтобы разбрасываться деньгами, поэтому контроль за уклонистами будет усилен.
Деньги превыше всего
Глава ФНС Даниил Егоров, вступая в должность, заявил, что главное для налоговой службы — не собрать как можно больше налогов, а создать комфортные условия для их уплаты, чтобы люди сами несли их в бюджет.
Заявление замглавы СК генерал-полковника Елены Леоненко чем-то схожи с рассуждениями Егорова. В интервью «Известиям» она заявляет:
Главное — чтобы недобросовестный налогоплательщик сам вернул эти деньги. Одним из ключевых решений стало принятие в 2015 году «Межведомственной инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями». Тяжело найти деньги и активы должника
Для Следственного комитета важно не только наказать нарушителя штрафом или сроком, но и найти всё, что он спрятал. В связи с этим СК предлагает изменить законодательство, чтобы отрезать очередную лазейку к сокрытию имущества.
У виновного в правонарушении между решением суда по налоговому правонарушению и гражданским процессом по уточнению размеров ущерба есть время спрятать имущество — взыскивать уже нечего.
СК предлагает сохранять арест имущества до тех пор, пока вопрос с размером ущерба фактически не будет решён.
Одинаковая ответственность для всех
Ещё одна инициатива следственного комитета — усиление ответственности для физических лиц. Юридические лица за сокрытие налогов ответят по всей строгости закона, даже через 10 лет после после преступления.
ИП не относятся к юридическим лицам — для них срок давности по налоговым преступлениям 2 года вне зависимости от причинённого ущерба.
Елена Леоненко поясняет:
Например, в 2015 году Усть-Илимский городской суд Иркутской области был вынужден в связи с истечением срока давности прекратить уголовное дело по обвинению индивидуального предпринимателя в уклонении от уплаты налогов за 2010–2012 годы в сумме 125,6 млн рублей. В случае с уходом организации от налогообложения на такую же сумму до истечения срока давности оставалось бы еще восемь лет. Поэтому предлагаем уравнять ответственность за уход от налогов
Отсюда вытекает ещё одна инициатива СК — сократить время, отпущенное на добровольное возмещение ущерба. Сейчас ФНС направляет дело следователю, если нарушитель не вернул деньги в течение 2-х месяцев.
Как только налоговые органы вскрыли преступную схему, когда определили сумму ущерба, ждать просто нет смысла. Именно за эти 60 дней может быть уничтожена документация, выведено имущество
В 2011 году СК возбудил 17% дел от общего числа поступивших материалов. В 2020 году значение достигло 66%. Как видим, более половины дел заканчиваются уголовным преследованием, а контроль ужесточается.