Для начала поворчим, благо повод есть, и довольно серьёзный. Слово «псевдогеральдика» в последние годы стало часто употребляться в негативном контексте. Какие-то неведомые никому коммерческие структуры с солидными названиями, вроде Академии проблем безопасности, стали раздавать, точнее, продавать награды, звания и т. д. С виду похожи на настоящие, и названия созвучны. Говорит некий орденоносец: «А вот у меня орден «За службу Отечеству!» — сразу и не разберёшь, что это у него не государственная награда (такой не существует), а просто купленный значок. Вот такие спекуляции на святых для нашего народа темах и стали почему-то называть «псевдогеральдикой». Что совершенно неоправданно.
«Псевдо» не значит «плохо»
На самом деле слово «псевдогеральдика» как специальный термин родилось в среде коллекционеров старинных перстней и колец, и негативного оттенка в целом не имеет. Это художественное направление, стиль в декоративном оформлении предметов старины, в данном случае — в оформлении старинных перстней и колец, чаще всего медных или из оловянистой бронзы. Так называют изображения, имеющие гербовую атрибутику (короны, щиты, мечи и т. д.), но гербами не являющиеся. То есть герб, никакому роду не принадлежащий и ничего не символизирующий. Имеют ли изделия с псевдогеральдикой историческую и художественную ценность? Безусловно, имеют.
Если говорить о художественной ценности, то она зависит в первую очередь от мастерства автора. Древний мастер мог украсить перстень или кольцо увиденным где-то гербом, а мог придумать его сам — мы уже не узнаем этих деталей. Для нас сегодня важна эстетическая составляющая.
Историческая ценность перстней и колец с псевдогеральдическим декором тоже несомненна. Если к вам попал простенький медный перстенёк с изображением грифона, можно задать себе вопрос: а откуда он взялся в наших приокских лесах? И где древний мастер увидел этого фантастического крылатого льва? Или крылатого коня? Даже если перстень явно принадлежал кому-то неродовитому, его история может вывести на какие-то интересные подробности и даже открытия. Перстень мог не копировать чей-то герб, а иллюстрировать какие-то мифы или легенды, не обязательно местные. А мог служить и использоваться как оберег, в этом случае мистическое значение имеет не происхождение герба, а именно фантастический облик зверя.
Тут следует ещё пояснить, зачем в принципе использовались перстни и кольца с геральдикой. Изначально предназначение их было в том, чтобы оставлять оттиск герба или инициалов на горячем сургуче или воске при запечатывании письма, а в некоторых случаях в качестве подписи на документах. Обычно верхняя площадка таких перстней и колец представляла собой матрицу, где выгравирован «обратный» (зеркальный) рисунок, так, чтобы при оттиске на сургуче оставался правильный рисунок. Перед данной процедурой площадку с гравировкой сперва проводили над дымом свечи, чтобы при оттиске детали рельефного рисунка были чётко различимы. Псевдогеральдические же перстни являются своего рода подражанием изначальному предназначению.
По кругу
Естественный вопрос: откуда и когда появилась псевдогеральдика на перстнях и кольцах, которые сегодня находят любители поиска предметов старины? Чтобы на него ответить, следует сначала разобраться, когда сами эти украшения появились на Руси. Самые ранние находки колец и перстней в захоронениях наших предков, древних восточных славян датируются IX веком. Однако в захоронениях западных славян находят и более ранние образцы. Символическое значение кольца — круг, от космического круга движения планет до годового, семейного или дружеского круга. Историки не исключают, что традицию украшать пальцы кольцами и перстнями славянские пленена заимствовали у своих финно-угорских соседей.
Установлено, что кольца и перстни не имели выраженных «племенных» черт и традиций. Поэтому напрасно некоторые кладоискатели пытаются идентифицировать свои находки просто по картам расселения разных народов на территории Европейской России: «здесь жили поляне, а там — вятичи, значит, этот перстень полянский, а тот — вятичский». Не следует торопиться с выводами, украшение могло быть продано, использовано в качестве приданного, стать военным трофеем. Уверенно идентифицируются лишь витые и «ложновитые» (отлитые со спиралевидной насечкой) кольца. Считается, что такие кольца имеют чисто славянское происхождение.
Три века рядом
В кладах, относящихся X веку, и более поздних, часто находятся перстни с «тамгой» — монгольским родовым знаком, который выполнял и функцию таможенного знака. Это отражение сложных отношений Руси с восточными степными цивилизациями, в итоге приведших Русь к закабалению на долгих 300 лет татаро-монгольского ига. Перстни с тамгой иногда ошибочно относят псевдогеральдике, но это отдельное направление в коллекционировании — «печатки». Так же как и мусульманские перстни с арабской вязью, эпохи поздней Золотой Орды — их тоже зачастую неправильно относят к псевдогеральдике. Которая не могла появиться на Руси раньше, чем геральдика как таковая.
А появилась она примерно в середине XVII века. В Россию тогда стали массово наезжать европейцы, в основном дворяне, и все со своими родовыми гербами. Русские дворяне тоже стали заводить собственные гербы. Официально датой рождения русской геральдики считается 1705 год, когда по заказу Петра I в Амстердаме была отпечатана книга «Символы и эмблемата», содержащая около 800 образцов, впоследствии послуживших основой для создания большинства российских дворянских гербов. Именно отсюда берёт начало и русская геральдика, и «псевдогеральдика», без всякого негативного подтекста.
Автор статьи: Денис Шибаев