Найти в Дзене
Калейдоскоп Х-фактов

Новый сериал про 60-е годы не отразил той эпохи, а ужасные ляпы в нем испортили впечатление от картины в целом.

Добрый день, дорогие друзья - любители отечественного кино!

Не знаю, как Вы, но я уже давно смотрю исключительно наши отечественные фильмы и сериалы. Это не означает, что я ярый противник всего иностранного, в том числе и кино. Нет, просто отечественные фильмы более понятны и приближенны к нашим реалиям и действительности. У нас даже менталитет разный, в отличии от зарубежных, не говоря уже о ценностях. Как сказал классик - "И дым отечества нам сладок и приятен!"

Но еще я просто обожаю смотреть картины, действия в которых по сценарию происходит в 60-70-80-е годы. А еще лучше фильмы, снятые непосредственно в то время. Это годы моего детства, юности и молодости. Картины того времени какие-то искренние, что ли, добрые, светлые. Все актеры жизнерадостные, естественные, работающие не ради денег, а ради искусства и удовольствия. А какие у них приятные, открытые, простые и счастливые лица. Вспомните советские фильмы 60-х "Зигзаг удачи", "Берегись автомобиля", "Живет такой парень", "Девчата", "Я шагаю по Москве", "Доживем до понедельника", "Весна на Заречной улице" и многие другие.

Кадры из фильмов "Весна на Заречной улице!", "Доживем до понедельника", "Живет такой парень", Зигзаг удачи". Коллаж автора.
Кадры из фильмов "Весна на Заречной улице!", "Доживем до понедельника", "Живет такой парень", Зигзаг удачи". Коллаж автора.

Причем киноленты, снятые именно в те годы, резко отличаются от современных картин, изображающих то время. Несмотря на то, что в современных картинах вроде бы все учтено - интерьер, экстерьер, костюмы, прически, обстановка 60-70-х годов, все равно чувствуется новодел и какая-то фальшь. Нет нет, да промелькнет на экране актриса с накаченными губами и ботоксом на лице, играющая роль медсестры в районной больнице, или доярка с выщипанными бровями и маникюром на ногтях во время дойки коровы.

Естественно от всего этого сразу же портится настроение и ни о каком возвращении в годы моего детства и юности речь уже не идет. Сразу видишь халтуру, представляешь павильон, где идут съемки, гримеров, толпы ассистентов и кофейные аппараты, чтобы заправить артистов чашечкой горячего и бодрящего напитка во время перерыва между дублями.

Иными словами, я люблю и, в то же время, боюсь смотреть современные фильмы про 60-70-е годы, т.к. жуткие ляпы в них моментально портят мне не только настроение, но и впечатление от картины в целом.

Посмотрел недавно сериал "Доктор Преображенский". Сначала я думал, это что-то подобное фильму "Собачье сердце" по одноименной повести М.А.Булгакова. Там как раз главный герой профессор Преображенский в исполнении гениального и неповторимого Е.Евстигнеева.

Но оказалось, данный сериал ничего общего не имеет с булгаковским произведением. Здесь действия по сценарию разворачиваются в середине 60-х годов 20 века и сама картина, по сути, посвящена образованию и становлению пластической хирургии в Советском Союзе. А главным героем является талантливый челюстно-лицевой хирург Лев Григорьевич Преображенский.

Ну а теперь давайте посмотрим на внешность этого хирурга, в исполнении актера Дениса Шведова, с точки зрения людей, живших в 60-е годы.

Актер Д.Шведов. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".
Актер Д.Шведов. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".

Скажу сразу, я ничего не имею против данного актера, но он ни коим образом не похож на мужчину из 60-х годов. Этакую гламурную, подведенную и аккуратно подровненную бороду или, как принято сейчас говорить, современную бородку с так называемой 3-х дневной щетиной, в то время мужчины в СССР не носили. Тогда было или чисто выбритое лицо, либо аккуратная борода. А подобная "грязь" на лице, якобы придающая мужчине некий шарм и брутальность вошла в моду относительно недавно. Хорошо, хоть ни у одного из героев данного сериала волосы на затылке не собраны в хвостик и не завязаны резиночкой.

А вот этот же актер Денис Шведов, в роли сотрудника полиции, в современном сериале "Мажор". Как говорится, почувствуйте разницу между 1966 и 2019 годами, или найдите ее.

Актер Д.Шведов. Кадр из сериала "Мажор".
Актер Д.Шведов. Кадр из сериала "Мажор".

А временной разницы, судя по лицу и модной бороде актера, оказывается между этими фильмами никакой нет. Надев на себя белый халат, еще не значит окунуться во времена 60-х годов. Надо вжиться в роль, прочувствовать ее и, соответственно, обратить внимание на все мелочи, включая прическу, усы и бороду. Иногда, ради съемок, надо даже пожертвовать чем-то, например, сбрить ее совсем. Подстриглась же наголо Мария Кожевникова ради роли в фильме "Батальон".

М.Кожевникова. Кадры из фильма "Батальон". Коллаж автора.
М.Кожевникова. Кадры из фильма "Батальон". Коллаж автора.

Ну и потом, я что-то никогда и нигде в жизни не встречал до такой степени небритых милиционеров или полицейских. В свое время на собственной шкуре испытал мгновенное наказание в виде строго выговора от начальства за неопрятный внешний вид (проспал и не успел с утра побриться). А если бы я появился на службе в таком виде, как на фото... Даже страшно представить, чтобы со мной было. Не думаю, что в современной полиции сотрудники ходят с подобной небритостью на лице.

Ну, да ладно, вернемся к фильму "Доктор Преображенский", действия в котором, напоминаю, происходят в середине и конце 60-х годов прошлого века. И сразу же смотрим на металлопластиковые окна и двери в жилых домах и больницах. Во, прогресс! Оказывается в Советском Союзе уже в 60-х годах деревянных оконных рам не было.

Стеклопакеты на окнах жилых домов. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".
Стеклопакеты на окнах жилых домов. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".
Металлопластиковые окна в больнице. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".
Металлопластиковые окна в больнице. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".

Для сравнения, обратите внимание на окна больницы из кинокомедии "Кавказская пленница", снятой как раз в 1966 году.

Окна больницы. Кадр из фильма "Кавказская пленница".
Окна больницы. Кадр из фильма "Кавказская пленница".

Металлопластиковые двери присутствуют в сериале и на главном входе в саму больницу.

Металлопластиковые двери на входе в больницу. Кадры из фильма.
Металлопластиковые двери на входе в больницу. Кадры из фильма.

И даже доводки на входных металлопластиковых дверях сделаны сверху по современному, ибо в 60-х годах подобных технологий в СССР не было.

Доводка сверху  на двери. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".
Доводка сверху на двери. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".

Я уже не беру во внимание в сериале современные каркасы, дверные косяки, межкомнатные двери, замки на них и прочую атрибутику и фурнитуру, коей отродясь не было в 60-е годы. Однако, надо отдать должное, при съемке сцены крупном плане, двери не везде современные.

Ну и в заключение, как говорится, вишенка на торте. Обратите внимание на входную металлическую дверь, покрашенную в белый цвет, в соседнюю квартиру на лестничной клетке.

Белая металлическая входная дверь в квартиру на лестничной клетке. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".
Белая металлическая входная дверь в квартиру на лестничной клетке. Кадр из сериала "Доктор Преображенский".

Как Вы думаете, у кого-нибудь из соседей стояла в 60-е годы входная металлическая дверь? Думаю, что таких людей и квартир в Советском Союзе в то время найти было просто невозможно.

Единственное, что напоминает в этом сериале про 60-е годы - заставки, точнее одна и та же разукрашенная несколькими цветами фотография тех лет, вставляемая на 5-7 секунд через каждые 15 минут, видимо для того, чтобы зритель не забывал о каком времени идет в сериале речь.

Заставка в сериале "Доктор Преображенский".
Заставка в сериале "Доктор Преображенский".

Кстати, в этом сериале "Доктор Преображенский" даже садовник носит такую уникальную, аккуратно подстриженную и подведенную машинкой современную бородку. А куда деваться, мода же в наши дни такая.

Садовник с ухоженной модной щетиной. Кадр из сериала "Доктор Преображенский.
Садовник с ухоженной модной щетиной. Кадр из сериала "Доктор Преображенский.

Вот и получается, что вроде бы посмотрел фильм про 60-е годы, а радости, впечатлений или ностальгии по детству и тому времени он не доставил. Нет в сериале не только духа той эпохи, но даже небольшого ветерка из 60-х. Ну а в глазах и выражении лиц актеров нет той искренности, открытости, непосредственности и наивности, что ли. Более того, сами актеры даже в этом не виноваты, т.к. подобному не научишь, это надо прожить и прочувствовать. Вот это как раз зависит от режиссера. В каждом кадре сериала ощущается новодел или копия оригинала, которая, при ближайшем рассмотрении, все равно остается репликой и никогда не затмит подлинник.

Вот поэтому я люблю и одновременно боюсь смотреть фильмы про эпоху 60-70-80-х годов. Боюсь увидеть те ляпы, которые мгновенно испортят все воспоминания о детстве, юности, впечатления от самой картины и даже настроение от очередной халтуры.

Я понимаю, что снимать фильмы про эпоху 50-60-ти летней давности и не допустить в них ляпа очень тяжело. Но на то и учат режиссеров в специальных ВУЗах, как создать необходимый образ, что скрыть, а что наоборот выставить на передний план, какую декорацию и куда поставить, чтобы создать тот или иной интерьер, образ, экспозицию, в конце концов использовать компьютерную графику и т.д. Ведь, если не учитывать в фильме мелочей, никогда из картины не получится шедевра.

Многие могут возразить и посоветовать не обращать внимание на киноляпы, а сконцентрироваться исключительно на сюжете. Может они будут и правы, но, почему-то, не получается не замечать откровенные ляпы и недобросовестную работу съемочной группы.

Благодарю за внимание.