В XVIII веке во Франции началась эпоха Просвещения. Она задала новые нравственные, этические и эстетические принципы, направив тем самым искусство в новое русло. От галантных празднеств аристократии и мифологически-идиллических сюжетов барокко и рококо живопись обратила внимание на простую жизнь обывателей и их незатейливый быт. Утверждение просветительских идей шло от имени третьего сословия, которое начало заявлять о себе и в живописи.
Жан Батист Семион Шарден был первым художником, начавшим работать в русле новых идей. Начал он с натюрморта, во многом вдохновившись искусством Голландии и Фландрии (см. подробнее Натюрморт Голландии XVII века: от «завтрака» к «десерту»), а затем нашел свою уникальную тему – тихий мир буржуазного быта. В противовес пастушеским идиллиям Шардена начали интересовать размеренность, порядок и уют тихой обыденной жизни. Все это отражало вкусы времени и буржуазии, являющейся главным заказчиком картин.
Одной из самых прославленных работ художника является «Молитва перед сном». На совсем небольшом полотне (чуть меньше, чем 40 см на 50 см) изображена простая семейная зарисовка: молодая мать, накрывая стол, учит детей читать молитву перед началом трапезы. Старшая дочь, по-видимому, уже знает об этом правиле, и всё внимание благочестивой мещанки направлено на воспитание младшей девочки. С проникновенной теплотой художник изображает скромную обстановку дома, тихое семейное счастье и тонкое взаимопонимание, возникающие между матерью и детьми в процессе двух вполне обыденных и вместе с тем важнейших вещей – еды и молитвы. Добропорядочность и трудолюбие прославлены живописцем без назидательности и морализирования, с тем самым «мерой и порядком», которое Шарден провозглашает как жизненный образец. Общий идиллический и гармоничный эффект картины Шардена достигается путем нанесения чистых тонов с лессировками, нанесенными поверх них.
Дальнейшее развитие бытового жанра во Франции связано с именем Жана Батиста Грезы, который переосмыслил простые буржуазные сюжеты, придав им новые смыслы. На творчество Грезы оказало огромное влияние творчество Жан-Жака Руссо, в частности его проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Сентиментальные и слезливые, мещанская драма и живопись стали отражением тенденций своего времени, только теперь Грез наставляет зрителя без шарденовских меры и вкуса. Художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией. Именно поэтому Греза любил пояснения к своим полотнам: картина «Паралитик», за которым ухаживают его дети, имеет другое название – «Плоды хорошего воспитания», а «Балованное дитя» - «Плоды дурного воспитания».
Его полотнам характерны театральные позы и неестественные движения, а типажи повторяются из картины в картину. Так, имеющие неизменный успех у мещанства «головки Греза» с возведенными к небу глазами, с разбитой посудой или мертвой птицей, олицетворяли печаль о потерянной невинности.
С приходом к власти Наполеона вкусы в живописи поменяются снова, дав дорогу неоклассицизму, а затем и романтизму, а пока миром правит живопись слезливой мещанской добродетели.
О портретном жанре в живописи можно прочитать здесь: Краткая история портрета: от Древнего Египта до усатой Джоконды
О реализме в живописи можно прочитать здесь: Реализм Гюстава Курбе – безжалостный и беспощадный