Найти в Дзене
Лёля из Ленинграда

Довоенная ленинградская жизнь Лиды Курашовой

Бабушка Лида училась в Ленинграде. Это был первый случай в семье, когда дочь уехала в другой город, да еще так далеко. Это был смелый поступок! Родители спокойно отпустили ее: она была разумной и самостоятельной девушкой. Но как она сама решилась? Она говорила, что все из-за мальчишек их класса. Она подумала: раз уж мальчишки поступили - неужели я не поступлю? И поступила. Но у меня есть еще одно предположение: еще в школе их класс в награду за хорошие оценки отправили на несколько дней в Ленинград. Тогда же они съездили и в Петергоф. Может быть, красота города пленила юную Лиду Курашову, и поэтому она решилась на такой поступок.


Так или иначе, а осенью 1938 года (хотя, может быть, я путаю, так что плюс-минус год) Лида Курашова оказалась в самом прекрасном городе и в самом прогрессивном районе, где как раз тогда возводили невероятные, сногсшибательные довоенные сталинки, на которые я теперь езжу любоваться.


Институт холодильной промышленности студенты называли Хокап, что значило "Холодильная капелла". Сам институт находился на Невском проспекте, а общежитие - в Московском районе; бабушка говорила "на Благодатной", но если точнее - в Яковлевском переулке.
Помню кое-какие воспоминания бабушки.

Лайфхак жизни в общежитии: если не можешь найти сковородку, бесполезно спрашивать людей, кто ее видел или кто ее взял. Нужно поймать первого попавшегося и грозно спросить: "Ты куда дел сковородку?". Тогда он или вернет сковородку, или скажет, кто ее взял.

После экзамена студенты всей группой шли в кондитерскую "Норд" (которую мы, благодаря Хрущеву, знаем как "Север") и съедали по пирожному.

У Лиды была подруга Люда Хруцкая. У нее был дедушка-профессор по фамилии Сахаров, но это не тот Сахаров, про которого мы все знаем. Дедушка писал Люде длинные письма ужасным почерком; она не могла прочесть ни слова, но из любви к дедушке везде носила письма с собой. Однажды Люда поехала на выходные погостить к деду на дачу, в подругу Лиду взяла с собой. Бабушка вспоминала, что это был совсем другой мир, все было как во сне. На станции их встречал некий экипаж, запряженный лошадьми, а еще их возили в соседний городок угощать мороженым. Все как будто происходило совсем в другом времени.

До войны в общежитиях мальчики и девочки жили в одном здании, в соседних комнатах, и комнаты не закрывались, но не было ни тени какого-нибудь пьянства или разврата. Это просто было до такой степени не принято, что не приходило никому в голову. Только один раз случилась пикантная история, над которой все смеялись.


Студент Петя Красноштанов был влюблен в девочку, которая жила в одной комнате с Лидой Курашовой. Девочка догадывалась о чувствах Пети, но не подавала виду. Дело в том, что у нее уже был жених-моряк, но и дружбой с Петей она дорожила, потому что он помогал ей с уроками. И вот однажды вечером соперники встретились лицом к лицу: точнее, Петя пришел в гости, а там уже сидел моряк, и вся комната угощала его чаем. Петя быстро все понял, очень расстроился, решил пойти к себе, лечь и забыться сном, но от расстройства перепутал этаж и попал в комнату каких-то девочек, которые в тот вечер были в театре. Не зажигая света, Петя разделся и лег спать. Когда девочки вернулись из театра, в комнате их ждал сюрприз. А у Пети был второй шок за день. Он схватил свои вещи и убежал, но забыл галстук. Поэтому на видном месте на доске долго висело объявление: "Кто забыл галстук в такой-то комнате, обращаться туда-то". Но Петя не сознался.


Бедный Петя погиб в войну, а что стало с той девочкой и ее моряком, я не знаю.