Найти тему
Маленькая читалка

Дадаизм и его основатель

Оглавление

Период модернизма подарил мировой культуре невероятное множество различных течений и направлений (футуризм, имажинизм, импрессионизм, кубизм и ещё множество измов). О многих из них вы слышали ещё в школе, но в этой статье я расскажу об одном направлении, которое школьная программа обычно не затрагивает. Это дадаизм.

Дадаизм, а по-другому просто дада, был основан Тристаном Тцарой в 1916 году.

В 1918 году Тцара (настоящее имя - Самуэль Розеншток) пишет свой манифест Дада:

Пишу манифест и ничего не хочу, но всё же говорю определённые вещи, хотя в принципе я против манифестов, так же как и против принципов (на моральную ценность каждого предложения децилитр воды – слишком много приемлемости; сближение – это изобретение импрессионистов).
Я пишу этот манифест, чтобы показать, что противоположные действия можно производить одновременно, на одном дыхании; хотя я против любого действия; что же касается постоянных противоречий и отстаивания позиций, то я ни за, ни против и не даю никаких пояснений, потому что мне ненавистен здравый смысл.

Если это не прекрасно, то я умываю руки!

Исторический контекст

Нужно обратить внимание на то, что формирование дадаизма происходило во время Первой мировой войны в Цюрихе в кругу поэтов и художников. Эта группа образовалась вокруг актера и политического активиста Хуго Балла и состояла из художников Ганса Арпа, Софи Таубер и поэта Рихарда Хульзенбека. Именно эти люди образовали костяк участников "Кабаре Вольтер". Тристан Тцара был принят в группу в день открытия кабаре (5 февраля 1916 года) и сразу покорил всех своим остроумием и неиссякаемой энергией.

"Кабаре Вольтер" существует и сегодня, вот несколько фотографий.

"Симультанные поэмы"

Тристан Тцара ввёл в программу кабаре так называемые "симультанные поэмы", которые сам же и изобрёл. Что же это такое? Несколько разных стихотворений читались одновременно несколькими людьми, причем на разных языках и под аккомпанемент барабана, свистка и трещотки.

Вся эта какофония звуков оказывается выпадом против привычных форм поэзии и музыки, а также коммуникации в целом. Но это далеко не весь смысл "симультанных поэм"! Звучащие одновременно, но говорящие о разном языки были пародией на конфликт националистических пропаганд военных времён.

Журнал "Дада"

Дадаизм как течение не ограничивалось программой кабаре и одним манифестом. С 1916 по 1918 годы в Цюрихе вышло четыре номера журнала "Дада", который представлял собой не только рупор дадаизма, но и площадку для обсуждения других течений в искусстве. Например, Тцара в нём поддерживал абстрактное искусство и считал его выражением внутренней необходимости, которая не зависти от внешнего мира и материальных устоев.

Журнал "Дада" 1917 года
Журнал "Дада" 1917 года

Сюрреализм и дадаизм

К концу первой мировой войны дадаизм становится мировым феноменом, а Тристан Тцара переезжает в Париж, где знакомится и активно сотрудничает с художником Фрэнсисом Пикабиа и поэтом Андре Бретоном. Тцара проводит шокирующие выступления, лекции и диспуты, продолжает писать манифесты. В свою поэзию он вводит "автоматическое письмо", которое позже станет одним из основных методов сюрреализма.

Тристан Тцара считал основой своего творчества радикальную антисистемность, а Бретон и будущие сюрреалисты пытались превратить дадаизм в систему. Именно эта полемика отвернула Тцару от своих товарищей.

Поэзия Тристана Тцары

Наконец, мы добрались до изюминке на этом торте дадаизма. Поэзия дадаизма отличается тем, что в ней совершенно отсутствуют какие-либо знаки препинания, а значит смысл прочитанного напрямую связан с видением чтеца. Здесь каждый из нас принимает на себя роль соавтора и волен вложить в произведение частичку себя самого.

РАЗВИЛКА

не хочу тебя покидать
я связан с твоей плотью пуповиной улыбки
так водоросли поцелуем связаны с камнем
в чреве зрелости я ношу ребенка шумного и весёлого
только ты представляешь себе что нужно
чтобы из этой ракушки он вышел послушно
как выходит улитка на тихий зов

там в траве непримятой лесов
меня домогаются прохладные руки цветов
но нет ничего только голос твой тихий

только тихие руки твои только вечер неощутимый
каким выдается только отдых

НЕНАРОКОМ

гортань один гляди
застыл гордый
под гирляндой кладу
жирную тильду

карамболь в корчаге
рукоять
пламя из фляги
сердечная прядь

нерв перпендикуляром
в горсти
у горькой жидкости
и лампы с перегаром

ПУТЬ

что за дорога разделяет нас
я вдоль неё тянусь рукою мысли
на кончиках ногтей начертаны цветы
и цель пути цветок и вы идёте вместе он и ты

Спасибо за ваше бесценное внимание!

Поставьте лайк, если вам было интересно, а также пишите в комментарии, о чём ещё вы бы хотели почитать.
Всего хорошего и не забывайте улыбаться!