Продолжающаяся пандемия резко изменила сферу коммерческой недвижимости. Одни отрасли коммерческой недвижимости переживают худшие времена, нежели другие: спрос на проживание в гостиницах сократился. Возможности интернет-магазинов бросили вызов розничной торговле. Удаленная работа заставила владельцев коммерческой недвижимости по-новому взглянуть на офисные помещения.
В течение первого квартала 2020 года уровень вакансий в офисах по всей территории США вырос на 10 пунктов, до 11,5%. Хотя большинство предприятий планируют в будущем вернуться в свои офисы, но, по прогнозам, это произойдет, по крайней мере, только весной 2021 года. Для других компаний пандемия стала тем толчком, который потребовался им для перехода на постоянную работу на удаленной основе. Пока мы ждем, что сотрудники вернутся в офисы, рынок коммерческого строительства страдает. После рекордного 2019 года объем строящихся в США офисных площадей сократился на 1645 кв. км в 1 квартале 2020 года до 47 тыс. кв. км. Для подрядчиков эти неприятные факты заставляют их заново оценивать будущие строительные проекты, а также сроки реализации текущих проектов.
ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ
По мере того, как пандемия вступает в новый год в Северной Америке, ее воздействие на строительную отрасль только начинает проявляться. Каждый штат отвечает за свои собственные руководящие принципы по борьбе с пандемией, а это означает, что закрытие строительных площадок зависит от места расположения и важности проекта. Во всех Соединенных Штатах медико-биологические и инфраструктурные проекты остались приоритетными. Коммерческая недвижимость, с другой стороны, не была определена в качестве важной. В результате в период пика пандемии они были приостановлены.
Эти случаи приостановления проектов, наряду с новыми требованиями в области охраны здоровья и безопасности, резко замедлили сроки выполнения работ. Потребовалась дополнительная санитарно-гигиеническая обработка на месте, а также были введены ограничения по пропускной способности для облегчения физического дистанцирования. Подрядчики были вынуждены либо продлить сроки для учета этих требований, либо покрыть расходы на сверхурочную работу для обеспечения того, чтобы проекты были завершены вовремя. Это означает, что общие расходы по проекту увеличиваются и в большинстве случаев проекты реализуются с задержкой.
Хотя трудно предсказать, как эти новые обстоятельства повлияют на сроки строительства, подрядчики должны учитывать эти проблемы при составлении графиков проектов. Также важно искать альтернативы, такие как использование модульного строительства или возможность работы в выходные дни и в вечернее время.
Проекты, которые планировалось завершить в 2020 году, скорее всего, уже заблаговременно закупили оборудование и материалы. Это помогло смягчить любые потенциальные задержки, вызванные перебоями в поставках. К сожалению, трудно определить долгосрочные последствия для цепей поставок и к каким проблемам это может привести в сфере коммерческого строительства. . В случае крупномасштабных проектов перебои в поставках могут привести к увеличению затрат и увеличению сроков, и для реализации этого потенциала необходимо, чтоб соответствующие службы планирования учитывали такие факторы.
РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПОДРЯДЧИКОВ
По мере того, как все больше компаний переходят на постоянную дистанционную работу, владельцы коммерческой недвижимости могут неохотно модернизировать помещения или продолжать запланированные проекты. При таком большом количестве неосведомленности, клиенты, скорее всего, будут медлить с принятием решений о крупных капитальных ремонтах офисных помещений. Подрядчикам следует ожидать, что, двигаясь вперед, крупномасштабные проекты могут быть приостановлены до тех пор, пока сотрудники не начнут возвращаться в офисы.
Традиционно, каждые пять лет офисные помещения будут нуждаться в модернизации, чтобы идти в ногу с тенденциями и модернизировать их для удовлетворения потребностей потенциальных клиентов. По мере того, как бизнес становится все более внимательным к затратам, спрос на полную реконструкцию, скорее всего, будет снижаться. Подрядчикам необходимо подумать о том, как эффективно проводить небольшие обновления вместо полной реконструкции. Вполне вероятно, что косметические изменения не будут столь важны. Вместо этого, клиенты, скорее всего, предпочтут модернизацию, которая пойдет на пользу здоровью и безопасности сотрудников.
АСПЕКТЫ ПО ОФИСАНСИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
Поскольку пандемия доказала, что большинству предприятий больше не нужен офис, чтобы работать продуктивно, многие люди задаются вопросом, какое будущее ждет офисные здания. Многие подозревают, что удаленная работа будет продолжаться, по крайней мере, на полставки. Это означает, что возвращение сотрудников в офис будет необязательным. Вместо этого эти помещения можно использовать в качестве зон для совместной работы и социальных центров. Видеоконференции избавляют от спонтанности, которая помогает в инновациях. Офисы могут стать местом для мозгового штурма и встреч, а не местом, где сотрудники работают каждый день.
Кроме того, вполне вероятно, что наружное пространство будет иметь большую ценность, особенно в более теплом климате. В условиях повышенного риска передачи вирусов в помещениях, открытые пространства стали более безопасными. В офисах спрос на открытые пространства, такие как сады и патио, будет возрастать в целях содействия безопасному сотрудничеству и социализации сотрудников. Это означает, что клиенты, скорее всего, будут готовы платить премию за помещения, которые имеют существующую полезную для использования открытую площадь.
В краткосрочной перспективе появление воздушных пузырей или капсул для сотрудников также может стать нормой для крупных корпораций. Для того чтобы обеспечить социальную дистанцию, существует высокая вероятность того, что офисные менеджеры будут ограничивать количество сотрудников, допущенных в офис за раз. Особенно это касается небоскребов, поскольку лифты не допускают физического дистанцирования. Капсулы также полезны для отслеживания контактов в случае вспышки эпидемии среди сотрудников. Капсулы сыграли важную роль в возобновлении работы школ; та же самая концепция окажется чрезвычайно полезной по мере возвращения сотрудников в офис.
ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ
У владельцев коммерческой недвижимости есть три варианта при рассмотрении вопроса о будущем ремонте: они могут подготовиться к пандемии уже сейчас, с полной модернизацией конструкций и систем фильтрации воздуха; взять на себя мелкие ремонтные работы для улучшения пространства в краткосрочной перспективе; или остановить все проекты до тех пор, пока пандемия не будет полностью изучена. И с учетом того, что пандемия, как ожидается, будет сказываться на отрасли в течение нескольких лет в будущем, вполне вероятно, что большинство крупномасштабных проектов останутся на неопределенное время замороженными.
К сожалению, в краткосрочной перспективе это создаст серьезные проблемы для строительной отрасли. Подрядчикам необходимо будет провести переоценку предстоящих проектов и бюджетов, чтобы снизить их стоимость и побудить владельцев недвижимости взять на себя реализацию небольших проектов в этот период. Но среди этих неизвестных остается одно очевидное: пандемия навсегда изменила индустрию коммерческой недвижимости. Собственники, дизайнеры и подрядчики должны будут быть новаторами при рассмотрении требований к будущим офисным помещениям.