Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Отличные атмосферные хорроры 2010х.

Оглавление

Весна

Джастин Бенсон и Аарон Мурхед уже создали достаточно интересных проектов, чтобы говорить об авторском видении. В 2019 вышел их сай-фай триллер "Грань времени" с драматическим уклоном, а в 2017 - фильм с мощным (пусть не до конца раскрытым потенциалом) "Паранормальное" (мы писали про него тут). Считается, что дебютировал творческий дуэт участием в сиквеле нашумевшего проекта З/Л/О (из первой части выросла команда Radio Silence, снявшая "Монстров Юга").

shot from "Spring"/2014/Justin Benson, Aaron Moorhead/Rustic Films, XYZ Films/Источник - y-blaz.livejournal.com
shot from "Spring"/2014/Justin Benson, Aaron Moorhead/Rustic Films, XYZ Films/Источник - y-blaz.livejournal.com

Однако, в том же 2014, но чуть ранее Аарон и Мурхед сняли весьма примечательный хоррор "Весна", видимо, съездив в отпуск в Италию. Так что место действия Италия - сразу после вступительного интро, в ходе которого главный герой прощается с умирающей матерью, не справляется с собственным гневом и крепко мутузит одного неприятного субъекта в баре и болтает со своим закадычным другом, Эван уезжает из Штатов, практически ткнув пальцем в карту. Надо сказать сразу, "Весна" - фильм, в котором Аарон/Мурхед уже заявляют о себе, как о желающих делать драматургию, ну или, по крайней мере, мелодраму, а не криповые ужастики. Герой в исполнении Лу Тэйлора Пуччи трогателен в сценах в начале, и всё более трогателен впоследствии.

Но и без крипового не обошлось. В Италии Эван встречает прекрасную незнакомку, чей образ сначала кажется списанным с дешевых бульварных романов, но позднее авторы исправляются, и девушка потихоньку обретает индивидуальность. Вообще, с индивидуальностью у героини сложно, и вы узнаете почему, только после просмотра. Так вот, девушка всё время отталкивает нашего героя, однако, он проявляет настойчивость, и отношения налаживаются. Зритель раньше, чем Эван узнаёт о странностях героини, однако, Эвана авторы не пощадили - ему уготовано увидеть всё и сразу - и тут вместе с героем мы узнаем, что и к чему.

shot from "Spring"/2014/Justin Benson, Aaron Moorhead/Rustic Films, XYZ Films/Источник - y-blaz.livejournal.com
shot from "Spring"/2014/Justin Benson, Aaron Moorhead/Rustic Films, XYZ Films/Источник - y-blaz.livejournal.com

Фильм, как я уже и сказал, удивительно трогательный. Даже, пожалуй, немного чересчур. Но это, в любом, случае, слово авторов, и оно достойно внимания. "Весна" показывает, что Аарон и Мурхед не имели желания снимать хорроры категории Б, обливая долину кетчупом, их намерения куда интереснее, что и было доказано в последующих фильмах. "Весна" получилась крайне самобытной, в меру интригующей с небольшими прослойками хоррора попыткой по-своему рассказать извечную историю любви мужчины к женщине. И персонажи, здесь, как и полагается, с разных планет (не буквально). Что может быть интереснее этой темы в принципе? - конечно, это лишь попытка снять своё "Вечное сияние", но обратить внимание на неё стоит.

Студия звукозаписи Берберян

Весьма, весьма и весьма самобытное полотно от режиссера Питера Стриклэнда, создавшего впоследствии один из самых странных хорроров 2019 года - "Маленькое красное платье" (и мы писали про это, здесь). Если вы уже смотрели этот фильм, то понимаете, что фильм, о котором пойдёт речь, вряд ли укладывается в стандартные рамки жанра. И это вправду так.

shot from "Berberian Sound Studio"/2012/Peter Strickland/Illuminations Films, Warp X, Film4/Источник - cinenemablog.wordpress.com
shot from "Berberian Sound Studio"/2012/Peter Strickland/Illuminations Films, Warp X, Film4/Источник - cinenemablog.wordpress.com

Занятно, но место действия фильма - вновь Италия, куда наш главный герой опытный звукоинженер Гилдерой прибывает из Англии для создания качественной аудиодорожки к новому фильму некоего культового местного режиссера Сантини. Лишь по прибытии Гилдерой узнаёт, что фильм снят в жанре ужасов, в котором ему прежде не приходилось работать. Однако, пути назад нет, и герой приступает к трудовым будням. Кроме пути назад, нет ещё и оплаты за перелёт, как и вообще какой-либо оплаты, нет понимания цельной задумки, и нет, кажется, ни одного вменяемого человека в этих странных коридорах новой прогрессивной студии.

Гилдерою приходится нелегко - он робеет перед жестким и деспотичным главой студии Франческо, актрисы, которые приходят, чтобы записать на плёнку жуткие вопли, его смущают, к тому же ему приходится проявлять недюжинную изобретательность, создавая звуковые эффекты пыток и прочих кошмарных действий с помощью фруктового ассорти. Вообще, процесс записи эффектов и голосов в фильме показан очень интересно, это уже механика, за которой круто наблюдать, заодно погружаясь в мир страхов героя. Единственной отдушиной становятся для Гилдероя письма, которые он пишет своей престарелой матушке, и её письма для него, в которых она рассказывает о прилетевших и свивших гнездо на их крыше птицах. Эти птицы на далекой крыше и читка мрачных текстов в катакомбах студии кажутся такими чужими друг другу и далекими, но и это скоро будет стёрто.

Фильм погружает нас в свою атмосферу не спеша, медленно, под методичную читку закадрового текста, который объясняет, что же происходит в фильме режиссера Сантини, прежде чем актриса завизжит, а Гилдерой сожмёт в руках сливу или виноград, имитируя звуки происходящего в кадре. Что же происходит за кадром фильма режиссера Стриклэнда, а вернее - что происходит в голове героя, кто он на самом деле - этих ответов нам не дадут. Придётся просматривать ещё раз, считывая, будто с аудиопленки, где автор создал кольца и лупы, где катушка запуталась, а где полотно вообще остановилось, потому что кто-то, по ту сторону стекла, давно дал команду "СТОП".

"Студия Берберян" куда сложнее, чем кажется на первый взгляд, но и куда интереснее - это, если хотите, своеобразная "Внутренняя империя", только менее провокационная. В этом триллере затронуто много тем, но одна из главных - невероятная сложность, хаотичность и необъяснимость творческого процесса.

Медовый месяц

Напоследок, фильм попроще, хотя, он имеет несколько схожую тематику с картиной "Весна" Бенсона/Мурхеда. В 2013 году режиссёр Ли Джаньяк взяла бюджет в 1 миллион и сняла триллер в домике на озере, который ничего особенно не собрал, а Джаньяк, поработав в нескольких сериалах, сейчас трудится над экранизацией культовой серии книг "Улица страха" Роберта Стайна. Этот триллер в домике на озере и назывался "Медовый месяц". Начинается всё весьма тривиально - парочка приезжает в этот самый клишированный домик, чтобы провести медовый месяц в уединении. Но, конечно, идиллия продлится недолго.

Ребят зовут Пол и Биа, и поначалу всё идёт вполне неплохо, разве что Полу не по душе встретившийся им друг детства Биа Уилл - владелец магазинчика, жена которого Энни объясняет парочке, что лучше им убраться из этих лесов подальше. Наши герои, судя по всему, объясняют себе это мотивами ревности, и продолжают свой отпуск. Но скоро начинают происходить действительно странные вещи. Одной ночью Пол обнаруживает, что Биа пропала, а после находит её посреди леса. После этого случая молодая супруга начинает весьма странно себя вести, её будто поражает деменция, заставляя забыть многие базовые вещи. Однако, она уверяет, что всё в порядке.

Следующей ночью Пол просыпается от странного яркого света, бьющего в окно, и не сумев найти источник этого света, Пол отправляется разбираться, конечно, с Уиллом - кто же ещё может оказаться злодеем, как не друг детства его благоверной? Однако, в доме Уилла и Энни Пол натыкается на такое, что заставляет его ужаснуться.

Фильм не заслуживает регалий типа "перелом жанра", но в нём всё достаточно чётко выстроено и верно работает на атмосферу. Уютное уединенное место превращается в локацию кошмара, из которого точно не выбраться вдвоём с человеком, который почему-то вдруг начинает забывать твоё имя и записывает его в своём блокноте. Финал вполне под стать - маленький компактный кошмар случился, никто о нём не узнал, очень специфичный медовый месяц для тех, кто недавно решил "быть вместе навсегда".