Найти в Дзене
михаил прягаев

Судьба резидента.

«Спросите у Берии, мог ли я нанести малейший ущерб государству, которому уже много лет верно служу? Он знает мою службу!» - Заявил Шандор Радо следователю. В ответ ему было сказано: « Забудьте, что вы, когда-либо были знакомы с Берией и никогда, нигде не произносите этой фамилии!».

Свою прошлую публикацию «Блицкриг Германии во Франции – дело рук русской шпионки» я завершил так:

"Луговой умолчал о и том, что Вера Голицына, добывавшая сведенья для разведки союзной Великобритании, (о чем я рассказывал в статье «Гибель русской княгини на немецкой гильотине») не окажись казненной, могла бы повторить судьбу, например, Шандора Радо, которому Юлиан Семенов посвятил одну из книг о Штрлице. Она называется «Отчаянье».

«Правда одна. Нет двух правд. Трудно жить без правды либо с осколочками, с частицей правды, с обрубленной, подстриженной правдой. Часть правды — это не правда». – Писал в романе «Жизнь и судьба» писатель – фронтовик Василий Гроссман. С ним тогда (в пятидесятых) не согласились. Роман изъяли и уничтожили. Не все согласны с ним и сейчас, и время от времени проступающую из-под лака главной идеологической «скрепы» ржавчину, вроде рассказов о русских пособниках фашистской германии, о предвоенных репрессиях в разведке и руководстве РККА, о дичайшей неблагодарности Родины к ее героям лакируют по новому кругу".

Советским разведчиком ученый-картограф Шандор Радо стал в 1935 году. По одной версии, он сам выразил тогдашнему руководителю разведывательного управления РККА Семену Урицкому свое желание сотрудничать с советской военной разведкой и получил задание создать в Швейцарии разведывательную организацию.

-2

В другом источнике написано, что в октябре 1935 года (Шандор находился в Москве по приглашению редакции «Большого Советского Атласа мира») его пригласил к себе заместитель начальника Разведупра А. Артузов, где Шандор дал согласие работать в военной разведке в качестве разведчика-нелегала.

Так или иначе, на мой взгляд, не очень то и важно.

Разведывательная группа Шандора Радо в годы второй мировой войны работала в Швейцарии. Она сообщила советскому командованию важнейшие сведения о планах вермахта и дислокации войск германской армии на Восточном фронте, которые особенно полезными оказались в битве под Москвой (1941 год), под Сталинградом и в битве на Курской дуге (1942—1943 годы). Именно они сообщили, что еще 15 апреля 1943 г. Гитлер подписал оперативный приказ, согласно которому операция «Цитадель» планировалась после 3 мая, а затем была перенесена на 12 июня. В Москву летели шифрованные радиограммы о корпусах, дивизиях, полках всех родов войск, задействованных в операции «Цитадель», их номерах и командирах. От разведчиков поступила и другая важная информация. В частности, о новом самолете «Мессершмите», о новом тяжелом немецком танке «Тигр» и его сильных, и слабых сторонах.

В октябре 1943 года немцы раскрыли группу Радо и арестовали радистов. Радо ареста избежал, скрывшись на квартире друга-врача. 16 сентября 1944 года Шандор и его жена Лена с помощью французских партизан перешли франко-швейцарскую границу и укрылись в городе Аннси, где власть принадлежала коммунистам. Затем они направились в уже освобождённый Париж, где Радо 26 октября 1944 года установил контакт с сотрудниками ГРУ, сообщив подробности ликвидации его резидентуры.

Видимо, в благодарность, 2 августа 1945 года он был доставлен в Москву и арестован. Особым совещанием при МГБ СССР Радо был осужден на 10 лет лишения свободы за шпионаж.

По дороге в Москву, во время остановки в Египте, Радо, чувствуя неладное, пытался сначала получить убежище в Великобритании (не вышло), а потом тупо сбежать (тоже не получилось).

Его обвинили в провале швейцарской резидентуры, происшедший по его халатности при хранении шифров, оперативных материалов и из-за отсутствия конспирации и в наличии в его сети агентов-двойников, работавших одновременно на несколько разведок. Отталкиваясь от поведения Радо в Египте, следователи пришли к заключению, что он сам тоже был «двойником».

Только в 1954 году все эти обвинения специальной комиссией ГРУ были признаны полностью надуманными. Он был реабилитирован и вышел на свободу.

Другой член его разведывательной группы Р. Дюбендорфер тоже была осуждена за шпионаж (в деле были документы о том, что в Швейцарии она призналась, что является английской разведчицей!). В феврале 1956 года она была освобождена и вернулась в ГДР. Тринадцать лет спустя, в октябре 1969 года её наградили орденом Красного Знамени.

Похожая участь постигла и Леопольда Треппера, ставшего сотрудником советской военной разведки в 1937 году и создавшего в Бельгии резидентуру связи для работы в военное время.

Основной задачей резидентуры Треппера было добывание документов и организация связи, поэтому прямой разведывательной деятельностью её сотрудники не занимались.

Обстоятельства вынудили руководство советской разведки замкнуть Треппера на двух других разведчиков Венцеля и Гуревича.

Судя по всему, гением разведки Треппер не был. Он пытался играть роль «Большого шефа», но структура оказалась слабо законспирированной и ее логичным финалом стал арест всех членов агентурной сети. Всего во Франции, Бельгии и Голландии арестовали более ста человек, из которых семьдесят работали на советскую разведку.

С использованием захваченных радиопередатчиков немцы организовали с Советской разведкой радиоигру, но в июне 1943 года Трепперу удалось проинформировать об этом Москву.

С этого момента режиссировать радиоигру стала Советская разведка.

Сам Треппер из-под стражи сбежал и скрывался у своих друзей в Париже до самого его освобождения в августе 1944 года.

Оглушив охранника стулом, 18 ноября 1943 года совершил побег и Венцель. Ему удалось скрываться в Брюсселе до освобождения Бельгии.

Гуревич, вообще сумел завербовать сотрудника контрразведки Паннвица, который его разрабатывал. Перед освобождением Парижа от оккупации Гуревич, Паннвиц, его радист и секретарша укрылись в Альпах, прихватив архив зондеркоманды «Красная капелла».

Про возвращении в Москву Треппер, как и Шандор Радо, получил свою десятку.

-3

Трофейный гестаповец Паннвиц и архив «Красной капеллы» не уберегли и Гуревича, который тоже «отправился по этапу» отматывать свою «десятку».

Вот и Юлиан Семенов в своем последнем романе о Штирлице поместил того в тюремные застенки, чего ему не могут простить члены сталинского фанклуба.

Сам Исаев-Штирлиц 6 лет провел в советских тюрьмах. Лишь после смерти Сталина «Исаева нашли во Владимирском политическом изоляторе: полуослепший, беззубый, с перебитыми ногами, он был помещен в тюремный госпиталь».

«Золотую Звезду» Героя Советского Союза Всеволод Владимирович Владимиров (Исаев) получил из рук Ворошилова.

Обменявшись рукопожатием с «народным президентом», Исаев обязательного в таких случаях благодарственного слова не произнес, возвратился на свое место за столом заседаний, а перед началом коллективного фотографирования ушел, сославшись на недомогание.

Через месяц он начал работать в Институте Истории по теме «Национал-социализм, неофашизм; модификации тоталитаризма».

Ознакомившись с текстом диссертации, секретарь ЦК Суслов порекомендовал присвоить товарищу Владимирову звание доктора наук без защиты, а рукопись изъять, передав в спецхран…».

Как не парадоксально, но к, по меньшей мере, части противников судьба оказалась куда как благосклонней.

Вот, что пишет сам Шандор Радо в своих воспоминаниях.

«В 1945 году, когда дни гитлеровского режима были уже сочтены, Шелленбергу удалось бежать в Швецию. Там ему предоставили убежище. Потом англичане тайно переправили его самолетом в Лондон. Надеясь на помилование, Шелленберг пообещал рассказать все, что интересовало британскую «Интеллидженс сервис». Три года из него выжимали ценные сведения.

-4

За это время Шелленберг лишь однажды покинул Лондон, выступив только как свидетель на судебном процессе в январе 1946 года в Нюрнберге. Он давал показания против главарей нацизма, в том числе против своего коллеги по СД Кальтенбруннера, который был отправлен на виселицу. После процесса англичане опять увезли Шелленберга к себе, якобы для лечения.

Я уже говорил о том, что этому матерому гитлеровцу все же не удалось избежать некоторого наказания, несмотря на протесты английских и американских официальных лиц, пытавшихся взять его под опеку. Шелленберг был осужден, по настоянию советской делегации, Международным трибуналом в Нюрнберге весной 1949 года. Отделался он легко — всего четырехлетним тюремным заключением. Однако и этот срок он не отсидел».

Р.S.

Предлагаю фрагмент передачи "Говорит Москва", в которой историк спецслужб Колпакиди, рассказывая о судьбе Шандро Радо, сумел представить его арест и последующее осуждение как невероятное благо.