Фильм Алексея Балабанова "Брат" - культовый.Данила Багров - русский супергерой. Он лихо стреляет, обладает моральными нормами, защищает слабых. Ну чем не Капитан Америка?
Однако после премьеры фильма у режиссера картины начались проблемы со знакомыми. С ним перестал здороваться его учитель и наставник - режиссёр Алексей Герман. В кино отказался участвовать Юрий Шевчук. Его песни должны были звучать в "Брате". Что не устраивало в "Брате" коллег Алексея Балабанова?
Данила Багров - безжалостный убийца.
"Отсидевшийся в штабе" Данила Багров убивает и калечит людей, не задумываясь. В том числе тех, кто уже подчинился команде "Оружие-на-пол-руки-за-голову-всем-лежать-мордой-в-пол!"
Что должен испытывать обычный человек, чтобы убить другого? Как минимум - ненависть. Что испытывает герой Бодрова к убиваемым? Ничего... Багров убивает своих врагов с каменным лицом. Шансов выжить не оставляет, добивая раненных контрольным в голову. За что? Зачем? Почему? Не понятно. С таким же каменным лицом он ходит по Санкт-Петербургу, мастерит патроны для обреза и общается с людьми. Видимо, Багров привык убивать на войне. Но Багров не солдат. Он находится и убивает в мирном Питере. Значит - он убийца. Может ли убийца быть культовым героем?
Данила Багров - расист.
Главный герой возвращается с войны на Кавказе. Из-за этого Багров не может быть не расистом, ведь он видел гибель своих товарищей. Фраза "Не брат ты мне, гнида черножопая" для обычного русского человека в тот момент времени - абсолютно нормальная. В России появляются первые трудовые мигранты, отнимающие рабочие места, на Кавказе идёт война, где гибнут молодые ребята со всей страны. Для обычного русского человека обвинить нерусских - самый простой выход.
Однако главный герой сам не понимает, почему он "не очень" к евреям. Не понимают Данилу и многие зрители. Балабанова часто упрекали в разжигании межнациональной ненависти.
Сюжетные дыры и глупость героев.
У фильма "Брат" очень неспешное повествование. Значительного ускорения не происходит даже на этапе кульминации и развязки картины. Например - на знакомство с братьями Багровыми режиссёр тратит 10 минут экранного времени. Что мы узнаём о них за этот временной промежуток? Данила - дембель, он может за себя постоять и у него есть брат в Санкт-Петербурге. Виктор - киллер. И все... Для современного телезрителя это слишком скучно и растянуто.
Если смотреть фильм достаточно внимательно, то тут же возникают вопросы к мотивации героев.
1) Почему Данила Багров так кровожаден?
2) Почему он не задаёт вопросов брату? Его брат просит не просто решить за него пару дел, а убить человека.
3)Почему Света, водительница трамвая, не останавливается, видя перестрелку? Почему не заявляет в милицию? Она ведь подвергает себя опасности.
4) Почему Света не уезжает с Багровым?
5) Почему Немец продолжает общаться с Данилой? Для него это опасно, ведь бандиты хотят отомстить и продолжают искать Багрова.
6) Почему Немец объясняет свой отказ от денег фразой "что русскому хорошо, то немцу - смерть"? Ведь в начале фильма он говорил, что его цель опровергнуть эту фразу.
Итог
Фильм Алексея Балабанова - культовый. И никто не сможет отнять у "Брата" этого статуса. Тем не менее, в фильме есть масса грубых некорректностей. Фильм "Брат" обязателен к просмотру, тем не менее, если вдумываться в мотивацию героев, в их поступки, то окажется, что "Брат" даёт неверные моральные ориентиры и разжигает ненависть.
Фильм Балабанова это вывернутая библейская история про Каина и Авеля, где братья остаются в живых, однако братской любовью и не пахнет.