Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Это универсальный учитель и наставник для ребенка. При выборе сказки, не имеет большого значения какого она типа. Народная или литературная. Главное – при подборе учитывать возраст ребенка, его эмоциональный настрой, особенности характера и поведения. Чем старше ребенок, тем сказки становятся длиннее. Если у ребенка хорошее настроение, то он способен воспринимать что-то серьезное, требующее анализа. Но когда малыш испытывает обиду, боль или подавленность, то лучше почитать с ним оптимистичные истории со счастливым концом. Если ребенок легкоранимый, то не стоит читать ему сказки, в которых один герой погибает. Даже если этот герой – отрицательный персонаж, ребенок все равно расстроится. Возможно малыш сам захочет выбрать сказку, которую он хочет послушать. Его выбор тоже нужно учитывать.
Чтобы ребенку не наскучила сказка, обязательно следите за тем, с какой интонацией и в каком темпе вы читаете произведение. Не забывайте, что чтение сказок должно быть максимально похожим на рассказывание истории. Это не проверка техники чтения родителя. Смысл прочитанного должен доходить до детского сознания и успевать усваиваться в разуме ребенка.
Вы наверное спросите, какие же все таки использовать сказки?
Для детей 3-4 лет больше подходят короткие сказки о животных. Тогда ребенок запоминает ассоциации характера с животным, начинает различать «добро» и «зло». Все слова произведения малыш должен понимать и знать. Обогащение словарного запаса происходит за счет новых слов, встречающихся в тексте.
Рассматривание картинок развивает мыслительные способности, если попросить ребенка рассказать, что он видит.
В 5-6 лет дошкольники любят волшебные литературные сказки. Можно попросить ребенка изобразить понравившихся персонажей и проанализировать вместе с ним прочитанное. В сюжете всегда есть поучительные уроки.
В старшем дошкольном возрасте предпочтительно читать книжку без картинок. Ребенок приучается мысленно представлять услышанное в воображении.
Самостоятельно сочиненная история или придуманный конец сказки развивает фантазию. А творческие задания или рисунок на основе прочитанного – мышление.
Чтобы ребенок усвоил уроки морали, обсуждайте с ним прочитанное и акцентируйте внимание на похожих ситуациях в жизни. Анализируя положительные и отрицательные черты характера героев, поможет разобраться в том, как поступать и как не поступать в жизни. Вы можете вместе с ребенком пофантазировать, и ввести в сказку персонажа из другой сказки для помощи главному герою, или изменение характера персонажа с негативного на позитивный.
Сказки для детей – это часть жизни. Они формируют моральные качества, которые остаются на всю жизнь. Ребенок часто отождествляет себя с любимым персонажем. Главное — привить ему верные приоритеты.